– Это я за деньги психолог/психотерапевт, а у себя на странице обычный человек!
Так ли это? Нет, не так.
С точки зрения управления впечатлениями.
Люди автоматически приписывают носителям профессий отраслевые архетипы.
Если у вас в профиле написано “Психолог, психотерапевт”, а рядом на фото вы в костюме и позе приличной женщины/приличного мужчины, то люди сформируют ролевое ожидание “Опекун“.
Ваши трансляции, грубо нарушающие эти ожидания, вызовут впечатления, которые вас вряд ли порадуют. Самое мягкое “А вы точно психолог?”
Вы психолог и делитесь на личной странице в соцсетях своей обычной жизнью обычного человека.
Как вас взбесили чужие дети в самолете, и вы назвали их родителей “уроды”.
Как вас доводит до истерики каждый звонок свекрови.
Как вы в пух и прах разругались с сыном-подростком, не разговариваете с ним и плачете от обиды.
Какая “ущербная скотина” ваш сосед.
Новая аудитория, приходящая на каждый такой пост, написанный психологом, непременно усомнится: “А вы точно…?”
Возмутится и растиражирует.
“Обличит-разоблачит” – то есть выскажет мнение, что личина данного психолога обманчива, “облик не соответствует”.
Еще ролевых ожиданий, связанных с профессиональными архетипами?
Мы ожидаем, что обычно:
– кандидат экономических наук – умный (Мудрец),
– дизайнер – креативный (Творец),
– руководитель – умеет управлять людьми (Правитель),
– стилист – любитель прекрасного (Эстет),
– спасатель МЧС – сильный духом, с отличной реакцией, не истерик (Герой).
Те, кто находится внутри профессии, ясен пень, видят всю палитру:
и тупых кандидатов экономических наук, и спасателей-тормозов, и стилистов, которым медведь наступил на чувство прекрасного, и дизайнеров, не умеющих создавать авторское.
Но, если нам предложат познакомиться с двумя мужчинами, предварительно сообщив, что один из них стилист, а другой спасатель МЧС, то мы сформируем соответствующие ролевые ожидания еще до того, как их увидим.
А если ролевая дистанция между ожиданием и реальностью окажется велика (спасатель будет выглядеть нервным хлюпиком, а стилист придет одетым в дешевый офисный костюм с обычным галстуком), то мы сделаем соответствующие заключения про “ненастоящего сварщика”.
Если вы психолог, но ваш способ жить, реагировать на события совсем не синхронизируется с отраслевой архетипической историей, то с этим что-то нужно делать.
Например, вы терпеть не можете образ доброго психолога (эмпатия, сочувствие, безоценочность, “я вас понимаю” – вотэтовсе)?
Вы по жизни безапелляционны, жестковаты и высказываете мнение о событиях часто в грубой матерной форме?
Что делать?
Скрывать это все от потенциальных клиентов, читателей, подписчиков?
Заводить тайный аккаунт для выпускания пара?
Мое мнение: не нужно рваться на британский флаг.
Просто не надо писать в профиле “Психолог”, напишите “Злой психолог”.
И не надо размещать в профиле благопристойную фотографию “О минете не может быть и речи”.
Разместите такое фото, чтобы те, кто по другую сторону экрана обычно заносят пальцы над клавиатурой для саркастического “Авыточнопсихолог?”, поняли, что делать этого не стоит.
Теперь вы психолог для тех, кто поддерживает “психологию без соплей”.
Вы стилист, но бунтуете против традиционных подходов к подбору стиля?
Качура написала в профиле “Антистилист”, поместила фотографию с обритой головой. И ни у кого не возникает желания предъявить “А почему вы занимаетесь стилем, но не публикуете фэшн-тренды и информацию о модных показах?”
Управлять впечатлениями о себе – это дать возможность аудитории узнать, кто перед ней, с первого взгляда, с первого знакомства.
Катастрофически не совпадаете с отраслевой архетипической историей?
Корректируйте ролевые ожидания у аудитории: через свой визуальный образ, а также “словами через рот” и буквами в своих профилях в соцсетях.
Стараясь вписаться в классические образцы профессии, вы все равно проиграете тем коллегам, чьи архетипы совпадают с отраслевой историей.
Но у вас есть шанс стать отраслевым изюмом, цеховой особенностью, бренд-неймом.
Валентина Габышева