“Веленью Божьему, о Муза, будь послушна”…
А.С. Пушкин
Отвожу Ярика в садик.
Наблюдаю за тем, как старательно и одновременно медленно он раздевается. Бывает, снимет одну штанину, и о чем-то раз – и задумается, забыв про вторую.
И иногда хочется его не просто вернуть к процессу переодевания, а подтолкнуть, поторопить, упрекнуть.
Как будто ребенок нарочно, из злобности характера, медленно раздевается, а не потому, что он сам сейчас так устроен.
То, в чем он нуждается – это в поддержке процесса, а не в том, чтобы ему постоянно напоминали о том, что с ним что-то “не так”.
Приходится обращаться к самому себе – ты куда-то спешишь? Нет, до начала работы еще пара часов, лишние пять-десять минут роли не играют вообще.
Тогда что такое толкает тебя торопить сына?
Ну вот же, другие дети уже быстрее переоделись, даже те, которые пришли попозже… Никуда не деться от этого непрерывного монитора “а как там у других?”
А у других – по-разному.
Двое детишек 4-5 лет одновременно, но без родителей (которые их завели и оставили полностью самостоятельно переодеваться) пытаются раздеться, и у обоих получается не очень.
Мальчик пыхтит, пытается стащить через голову с себя свитер, застревает, обратно высовывает голову, снова пытается… Но молчит.
Рядом девочка, которая не может снять курточку.
Попытавшись пару раз, она подходит ко мне: “помогите, пожалуйста!”
Помогаю, поворачиваюсь к мальчику: нужна помощь?
Малыш отворачивается, что-то бухтит, но через несколько отчаянных попыток справиться со свитером сдается – подходит ко мне.
Но, как будто это для него стало унижением…
Вспомнил, что этого мальчика родители учат быть очень-очень самостоятельным, и он действительно многое умеет сам.
Однако одновременно, получается, они учат его быть беспомощным.
Ведь беспомощность – это вовсе не неспособность с чем-то самостоятельно справиться (сколько у нас в жизни было и еще будет таких моментов). Это невозможность обратиться за поддержкой…
(с) Илья Латыпов