Если мама не бдит

Если мама не бдит

“Неспешно и с достоинством медведики уступают место подлетающему вертолёту.
Мамаша, видимо, хорошо знает, что в Кроноцком заповеднике все вертолеты очень вежливы, и вполне могут подождать, пока она с детьми покинет площадку”
Фото от Лиана Варавская
* *

“Представьте себе такую довольно частую ситуацию: и учительница неплохая, и ребенок умный и вполне способный учиться, но тем не менее он не делает уроки, пока ​мама его не посадит, и каждый мелкий акт учения, скажем, выполнение работы по ​русскому языку, он совершает только до тех пор, пока мама бдит. Если мама не бдит, то ​ребенок читает, играет, смотрит в окно, но не делает уроки. Нередко ежедневное ​приготовление уроков сопровождают скандалы. Мама кричит, ребенок плачет…

​Чем больше мама принуждает ребенка к занятиям, тем очевидные, что ответственность за эти уроки лежит на ней. Тем менее вероятно, что у ребенка ​сформируется какой-то самостоятельный мотив учиться, и тем труднее маме будет достичь цели: чтобы ребенок учился самостоятельно, хорошо и успешно и вообще любил ​знания.

Пусть мама добивается приготовления домашних заданий, но в классе-то ​ребёнок остается один на один с учебой, а навыка самостоятельной работы у него нет. То ​есть родители совершают действия, которые прямо противоречат их цели. В то же время, ​не делать этого родители не могут, потому что если они перестают контролировать и ​принуждать ребенка, то начинаются какие-то немыслимые двойки, особенно если это ​маленький ребенок. Где двойки, там обязательно добросовестный учитель, который ​говорит: «Ну, что же вы не смотрите за своим ребеночком. Я же вас предупреждал».

​Чем больше родители стараются, чтобы ребенок учился лучше, тем меньше у ребенка шансов учиться лучше
. Это парадокс семейной жизни.

​Вот такая мама делает с ребенком уроки, берет на себя ответственность за его ​занятия, берет на себя труд по контролю. А взяли на себя труд контролировать значит, взяли на себя ответственность. Это происходит моментально. Акт контроля – акт взятия ​на себя ответственности. ​Нужна зависимость ребенка от себя, хочется, чтобы он был успешным, ​структурируется время, обеспечивается полная занятость и востребованность, мама ​чувствует, что она нужна, необходима.

У терапевтов, работающих с системой, возникает вопрос: «Зачем маме нужно, чтобы ребенок от неё зависел?»
Это основной вопрос – ​зачем? Не почему, а зачем?

Тут выясняется, что мать готова таким образом проводить ​свое время, тратить свои нервы, не достигать целей из года в год для того, чтобы, ​например, заполнять свой эмоциональный вакуум, который образуется в супружеских ​отношениях.
И для того чтобы была гарантия заполненности этого эмоционального ​вакуума, нужно, чтобы ребенок был зависим и несамостоятелен. И она, вместо того ​чтобы прояснять супружеские отношения и заниматься этим самым эмоциональным ​вакуумом, всю свою энергию и любовь переносит в отношения с ребенком”.

Варга А.Я. Краткий курс лекций “Введение в семейную системную психотерапию.”