UPD: мне тут подсказывают, что текст релевантен и для Грузии, и для Армении, и для Казахстана, и вообще для любого места, куда вы переехали и где собираетесь жить.
***
Настал, видимо, такой момент, что понауехавшие предприниматели немного пришли в себя и стали смотреть по сторонам, чтоб понять, что же дальше в смысле бизнеса.
В связи с этим ко мне народ стал приходить чуть ли ни раз в пару дней, и все с идеями нового бизнеса (или переноса старого) где-то в Европе.
Давайте я в пяти тезисах изложу основное содержание буквально каждого initial talk, вдруг кому еще пригодится.
Итак, если вы решили, что стартап в Европе – ваш путь, то пожалуйста, помните следующее:
1. Сначала зарегистрируйте компанию в стране, где вы собрались запускаться. Как раньше – тест-пиво-тест-инвестиции, а потом уже формальности – у вас не выйдет. Нет. Точно не выйдет.
Если вам не повезло заранее иметь европейское гражданство, помните, что вы всё еще русский фаундер, и каждое административное телодвижение будет занимать у вас втрое больше времени, чем заняло бы раньше.
2. Если вы собрались запускать странонезависимый IT-бизнес, все равно вам надо сначала зарегистрировать компанию.
Есть немалый шанс, что вы поломаетесь уже на этом этапе, а компанию будет проще регистрировать не онлайн в какой-нибудь Эстонии, а ножками в местной рег.палате и в очень локальном банке.
3. Если вам кажется, что в стране, куда вы только что переехали, не хватает чего-то прекрасного, что было очень удобно в Москве, не поленитесь узнать, почему этого чего-то тут нет.
Скорее всего, потратив всего пару недель на ресеч, вы поймете, что этого тут нет по какой-то локальной причине, которая кажется маленькой и неважной, но на самом деле является блокером.
4. Если что-то хорошо работало в России, есть примерно 99% шанс, что оно не заработает так же хорошо в другой стране.
Возможно, дело в блокере из предыдущего пункта, а возможно в том, что в этой стране у людей другой менталитет, и им такой сервис просто нафиг, нафиг не сдался.
Даже если лично вам кажется, что это очень классный сервис, которым вы бы пользовались. И увы, большим заблуждением будет думать, что за те четыре месяца, что вы находитесь в стране, вы этот менталитет уже поняли дальше уровня «да они тут все какие-то тормоза и ничего у них нормально не работает». Прежде чем наносить кому-то непоправимую пользу, хотя бы поинтересуйтесь мнением пациента…
5. Выбирая людей, об которых вы хотите подумать вашу идею, убедитесь в том, что они:
а) локалы
и
б) потенциальная ЦА вашего продукта.
НЕ НАДО ходить к русским, которые уехали пару лет назад.
Даже пяти лет скорее всего недостаточно, чтобы смотреть на вещи как локал из ЦА.
Короче, не надо ходить к условной мне, просто потому, что я во Франции уже восемь лет, и считать, что на основе моего мнения можно принимать решение. Если, конечно, вы не хотите делать ваш проект на милипиздрическую аудиторию русских эмигрантов.
Условная я могу помочь вам с организацией ресеча, но я не ваша ЦА. Нет, я не она. И тем более я не она, если вы собрались запускаться в Германии или там в Италии, или в Швеции, а спрашиваете меня, потому что “это же Европа”.
В этом месте у меня, кстати, есть феерический опыт сотрудничества сквозь пот, кровь и слезы, с одной там большой российской компанией, менеджеры которой, прежде чем запустить проект на французский рынок, поспрашивали о нем разве что себя любимых (в смысле, друг друга, причем за закрытыми дверями без участия локального офиса) и русских друзей из Парижа. Вышло, что вышло.
Ну и самый частый вопрос – а есть ли success story среди предпринимателей из числа ранее понаехавших?
Да, есть.
Но увы, и тут новости не очень обнадеживающие.
Всё получилось, но не сразу, не так, как задумывалось, и часто через потерю большей части денег, привезенных с собой. Вот буквально, только через дно.
Поэтому, затевая свой бизнес, ОБЯЗАТЕЛЬНО отложите на жилье и еду для семьи. Года на три хотя бы. В самом лучшем случае.
Суть басни такова, что “в Тулу со своим самоваром” все-таки ходить не надо, даже если он вам лично дорог и вам с ним сподручнее.
И удачи.
(с) Ксения Ёлкина