Что оставлять на усмотрение клиента?

Что оставлять на усмотрение клиента?

о комиссиях платежных систем,
о забывчивости и купальниках,
об оплате счета в ресторане дружеской, деловой или романтической встречи,
о корректном подарке,
о чаевых, автографе автора,
об опоздании покупателей

Шабат шалом, хатулёчки мои!
Разбирайте ответы на вопросы.

Вопрос №1
Если я принимаю оплату за консультации, то за чей счет должны быть комиссии платежных систем – за мой или клиента?
В тех случаях, когда знаю, предупреждаю. Но знаю не всегда. Например, в Пэйпал стандарт 3%, но в зависимости от стран транзакции могут быть 7%.
Пока оставляю на усмотрение клиента – он может вычесть свои издержки из оплаты. Но чувствую, что правильнее было бы установить общее правило для всех. Для себя прежде всего.

Ответ:
Вы всё правильно делаете. Единого правила сейчас нет и мнения тоже нет. Но красиво оставлять этот вопрос на усмотрение клиента.

Вопрос №2
В бассейне, куда я хожу, есть центрифуга для быстрой сушки купальников. Одна на всех. Иногда забывчивые дамы кладут туда свои купальники и пропадают. А высохшие купальники занимают центрифугу. Уместно ли в такой ситуации вытащить чужой купальник и положить его на скамейку рядом? Или обязательно ждать, пока хозяйка вспомнит о нем и вернется?

Ответ:
Как преподаватель этикета я должна вам сказать, что это неуместно. Вот. Сказала.
Теперь скажу еще как Мария Александровна: доставайте и кладите рядом на скамейку.

Вопрос №3
Про гендерный этикет. Как быть с оплатой счета в ресторане, когда встреча с мужчиной, но нет чёткого понимания, деловая она, дружеская или романтическая?

Мне комфортнее платить за себя самой, но, судя по реакции, вторая сторона это иногда воспринимает как «ты не считаешь меня мужчиной». А мне просто хочется избежать неловкости. И кажется, тут две разных ситуации в зависимости от того, ужин это или просто чашка кофе.

Ответ:
Ужин и чашка кофе действительно разные ситуации.
В случае с чашкой кофе можно без всяких договоренностей платить за себя самой, даже если это свидание.
Или позволять платить мужчине, если это совсем не свидание.

Если речь идет об ужине, то на свидании платит мужчина.
Что касается деловых встреч, то здесь принято платить тому, кто пригласил.
Друзья платят так, как договорились
. То есть подразумевается, что каждый платит сам за себя. Но на практике может быть любой вариант, лишь бы он устраивал всех участников.

Если же непонятно, что происходит, женщина легко может заплатить за себя сама.

Марина Александровна предлагает использовать аргумент «почему ты должен за меня платить, мы ведь не на свидании». Заодно и проясните, если вам вдруг было интересно.
Если мужчина настаивает на оплате, невежливо будет упираться. Позвольте ему это сделать.
Но. Если он вел себя так, что вы не хотите видеть его вообще никогда в жизни, то заплатить за себя необходимо.

Вопрос №4
Хожу к мастеру массажа на дом, между нами очень трепетные отношения с обоюдными границами. В общем, лонг стори шорт, когда наступает зима, я замерзаю, а у нее нет пледа. Во всем остальном мне очень комфортно – она отличный мастер, мне удобно расположение, она прекрасно делает массаж и чувствует мое тело.

Будет ли с моей стороны корректно на Новый год сделать ей подарок в виде пледа, если я уже делала ей небольшие подарки (например, дорогое хорошее мыло) и она доброжелательно это воспринимала? Ужасно не хочу ее обидеть.

Ответ:
Конечно, это будет уместно. Плед – хороший подарок на Новый год. Смело дарите.

Вопрос №5
Чаевые. Иду в кафе, чай – эклер, счет 200 – 300 р. Обойтись без чаевых прилично или нет?
И еще, какая сейчас вообще ситуация – чаевые только электронные, по QR-коду? Мелочь в счет вложить уже совсем не принято? Или иногда можно? Есть какие-то нюансы?

Ответ:
Чаевые не только электронные. Выбор за вами. Хотите оставить наличные, оставьте.
Нет наличных, куаркод – отличный выход.

Нет ни того, ни другого, а обслуживание было отличное?
Я в таких случаях по номеру телефона перевожу, еще никто не отказался мне его продиктовать.

Мелочь оставлять можно как в раз случае кофе – эклер.
Во всех остальных случаях ее нужно сопровождать бумажной купюрой.
Мы всегда оставляем чаевые, если нас обслуживал официант. Не оставляем только в том случае, если обслуживание было из рук вон плохое.

Вопрос №6
Были в театре с ребенком на детском спектакле. Увидели в антракте известного детского поэта и автора стихов к этому спектаклю. Я понимаю, что это не встреча с читателями / зрителями, когда просьба автографа уместна и ожидаема. И обычно, в повседневности, я бы не стала беспокоить человека, который имеет право на частную жизнь. Но если подойти с программкой с просьбой об автографе в данном случае, это этикетно и как это лучше всего сделать, если да?

Ответ:
Это, конечно, не встреча с читателями. Но, если автор стихов к спектаклю пришел на этот спектакль в театр, он может предполагать, что среди публики будут его поклонники. И они вполне могут попросить его автограф.

Как это сделать?
Посмотрите на него, если человек торопится, отворачивается, поймав ваш взгляд, старается держаться в тени, значит, подходить к нему не надо.
Если ведет себя так, как обычно ведут люди в театре во время антракта, то можно подойти, поздороваться и попросить автограф.
Важно: сначала попросить и получить автограф, потом коротко выразить благодарность и восхищение, и попрощаться.

Вопрос №7
Есть юный энергичный, очаровательный человек, с которым я знакома по работе. Общаться приходится с людьми достаточно высокого положения.
Этот человек не всегда чувствует дистанцию и уместность общения: что можно писать в сообщениях, а что не надо; как назначать встречи и т.п.
Есть ли литература по этому поводу и воспитывается ли это? Вдруг это неизменяемая черта характера?

Ответ:
Это не черта характера, это отсутствие знаний и привычки. Назовем это отсутствием воспитания. Знания можно приобрести, привычку выработать.
Что почитать на тему? Мой блог. И книгу, когда я ее наконец напишу.

Почему я не советую никаких книг? Потому что я устала уже выгребать фигню, которая там написана, из голов своих клиентов и слушателей. Даже в самой хорошей книге есть дичь, а вам потом краснеть.
А Этикет от Эмили Пост юноша вряд ли станет перекладывать на наши реалии и удачно на практике применять.

Вопрос №8
Как быть, если твой руководитель к тебе хорошо относится и с ним можно всегда договориться по графику, стала доставать нравоучениями?
Например, нельзя всем верить, надо быть хитрее.
Ты взрослая женщина прекрати себя так вести, будь мудрее.
Хватит быть такой наивной…

Меня очень это напрягать стало, я не хочу быть хитрее, просчитывать шаги, плести интриги, хочу просто спокойно работать. Пыталась поговорить, не получилось.

Работаем вместе 11 лет и раньше так явно не было. Как корректно пресечь попытки меня изменить и не испортить отношения?
Так как подозреваю, что этикетом не решить начала потихоньку искать другую работу.

Ответ:
Этот вопрос не из области этикета, он из области взрослой жизни. Нравоучения – плата за особые условия (хорошее отношение, возможно договориться о графике и т.д.).
У другого начальника будет другая плата. Или не будет особых условий. Так это всё и работает.

Вопрос №9
Квартира выставлена на продажу в то время, как собственники продолжают в ней проживать. Соответственно, квартиру потенциальным покупателям показывают сами, когда находятся дома. Подскажите, пожалуйста, уместно ли просить посетителей надеть бахилы или попросить разуться за неимением оных?

Как относиться к значительным опозданиям потенциальных покупателей? Терпеливо ждать и идти навстречу, отменяя запланированные бытовые дела (прогулку с собакой, например), если покупатель “застрял в пробке” или можно уйти и пусть сам теперь ждёт, когда мы вернёмся?

Ответ:
Про бахилы: надо купить их и выдавать всем на входе.
Про опоздания.
Просмотр квартиры – такая же деловая встреча, как и любая другая.

Опоздание – это воровство чужого времени. Как к этому относиться, решать только вам.

Но если оставаться в рамках этикета, то выглядеть это должно как-то так:
Покупатель звонит и говорит, что он застрял в пробке. Просит прощения за опоздание.

Вы отвечаете, что по расписанию у вас прогулка с собакой. Он может приехать и подождать вас сегодня или назначить другую встречу. Пусть решает сам.

На практике же подстраивается тот, кому больше надо.

Как человек, прошедший в свое время через все эти покупки-продажи семь кругов ада, могу сказать, что если на этапе просмотра квартиры покупатель не предупреждает об опоздании, возмущается, если его не ждут семь часов и тому подобное, то это говорит только об одном. Дальше будет хуже.
Но если вы можете поставить между собой и таким покупателей хорошего риелтора, то это не ваши проблемы.

Всё на сегодня, дорогие мои любители этикета.
Мы с котами желаем вам хороших выходных.
(с) Мария Юдакова