Клиент-редиска: как его вырастить.
Одна из причин недовольства клиентов – неоткалиброванный на старте запрос.
Зачастую человек приходит с желанием “хочу, чтобы было хорошо, а то что-то мне нехорошо. Помоги!” Это не запрос. Это хотелка.
“Хочу разобраться с темой денег”, “хочу прояснить, куда мне двигаться в профессиональной сфере”, “хочу выучить английский”, “хочу научиться танцевать” – это не запрос. Это хотелка.
И практик, который берется помогать, отталкиваясь от таких “хочу” время от времени сталкивается с обратной связью “я ожидал другого”, “я не получил то, что хотел”.
Что должно происходить на этапе достартовой калибровки запроса, чтобы в процессе или в конце работы клиент не обманулся в ожиданиях?
Клиент приходит, например, с сформированной хотелкой “Я хочу проработать с вами тему денег. Хочу разрешать себе больше получать, зарабатывать и тратить”.
И тут важно выяснить, какой запрос – запрос на какую работу с помогающим практиком – вытекает из этой его хотелки:
- выяснить, что мешает больше получать, зарабатывать, тратить?
- выяснить, какие внутренние и внешние ресурсы у него уже есть, а какие необходимо привлечь/выработать и как это сделать?
- получить волшебную технологию, чудесные аффирмации, которые привлекают дождь из денег просто так?
- получить “дорожную карту”, помощь в планировании своих действий для того, чтобы больше получать, зарабатывать, тратить?
- разобраться с внутренними психологическими установками “давать-брать”?
- узнать, что такое “мышление инвестора” и потренировать такие задатки у себя?
- или дело в том, что он хочет попросить больше за свою работу у работодателя, не знает, как это сделать, и хочет узнать?
Если специалист калибрует запрос до начала работы, то вдруг выясняется, что человек, к нему обратившийся, хочет “первое, второе, третье и компот”. И тогда помогающий практик может уже профессионально оценить масштаб работы по таким запросам.
И “осметить” их:
– Для того, чтобы разобраться с этим,
натренировать это
и разработать то, – одной встречи/сессии будет недостаточно по объективным причинам – потому-то и потому-то.
Но это мы с вами сможем осилить за 4 встречи/5 лет работы и пр. Поэтому предлагаю выбрать и остановиться на том запросе, который для вас сейчас первостепенен.
Клиент, трудясь над трансформацией хотелки в запрос, делает большую работу, в ходе которой отваливаются иллюзии “Вот сейчас схожу на консультацию, и это решит все мои проблемы”.
К нему в процессе приходят некоторые варианты самостоятельных решений его задачи. Он начинает ориентироваться в ландшафте своей проблемы-задачи.
(с) Валентина Габышева