Длинный пост, чтобы закрыть ̶г̶е̶ш̶т̶а̶л̶ь̶т̶ тему про «личный бренд для интровертов».
По моему глубокому убеждению, есть ровно три вещи, которые всерьез влияют на успех в персональном продвижении.
На днях я рассказала про них мужу, и он задумчиво ответил, что это три вещи, которые, кажется, влияют на успех вообще в любом деле.
И добавил еще одну, про которую в конце.
А пока про главные три:
1. Личностная зрелость.
Звучит, как очень сложный и малопонятный конструкт, но я его упрощаю до двух вещей:
- понимание себя и
- отсутствие непроработанных травм, явно препятствующих успешному социальному взаимодействию.
Поймите меня правильно: фобии, мании, гипертревожность, стеснительность, сверхчувствительность к обратной связи, неадекватная (в любую сторону) самооценка и дыра на месте личных границ — это то, что мешает, в первую очередь, жить и общаться, а не «строить личный бренд» или «продвигать себя в соцсетях».
Я боюсь ошибиться, но мне кажется, что одеяло интроверсии довольно часто пытаются натянуть именно на эти вещи: “я интроверт, поэтому я чего-то не могу… выступать на большую аудиторию, отвечать на комментарии, фотографироваться на обложки…” и т.д. вставьте свое, вычеркните ненужное.
Интроверсия — это не диагноз (как дислексия или анорексия), это ͟п͟р͟е͟д͟п͟о͟ч͟и͟т͟а͟е͟м͟о͟е͟ ͟п͟о͟в͟е͟д͟е͟н͟и͟е͟. т.е. такое, которое я выбираю, когда есть выбор (читай: в свободное от работы время).
Когда что-то нужно для дела, я выбираю дело. А если не выбираю и не делаю, то, поверьте, не потому, что я интроверт (а я — интроверт).
Проще говоря, сама по себе интроверсия не является ни противопоказанием, ни даже ограничением, чтобы стать прекрасным спикером или сверхпопулярным блогером.
Можно быть интровертом и публичным человеком и даже получать от этого удовольствие. Алена Владимирская (160k+ подписчиков в соцсетях), Владимир Гуриев (80k+), Алина Фаркаш (50k+) и моя дорогая подруга Ольга Нечаева (30k+ и пишет среди прочего про секс!) — все эти люди идентифицируют себя, как интроверты («неисправимые» и «глубокие»).
Что все-таки делать, если от мысли об «ответить на комментарий в Фейсбуке» или «провести вебинар» подскакивает давление, выпадают волосы и потеют ладони? Тут напрашивается ответ: идти на психотерапию. Но я не являюсь адептом психотерапии, особенно поголовной.
Поэтому, если кому-то интересна моя версия ответа, я бы действовала в два шага:
а) задать себе вопрос:
«насколько сильно от этого страдает качество моей жизни, моей карьеры и моей работы?»
если ответ «сильно», то смотри выше: идти на психотерапию. Если любой другой, переходить к следующему шагу.
б) самостоятельно, в команде или с ментором составить список всего (всего-всего!), что мне необходимо или просто полезно делать для персонального продвижения.
Поделить лист на три колонки и разнести по ним пункты из этого списка:
колонка 1: хочу и умею делать;
колонка 2. не умею, но хочу и планирую научиться;
колонка 3. не буду делать, даже если умею или научусь.
На первое делаем ставку в своем продвижении, второе развиваем, третье — это ограничения, их придется либо избегать, либо делегировать.
Хорошая новость: в норме в третью колонку попадает всего 1-2 пункта. Например, «выступать без подготовки в прямом эфире» (этого избегаем) или «рисовать слайды для презентаций» (это делегируем). Если список в третьей колонке длиннее, чем в соседних двух, возвращаемся на шаг а) и идем на психотерапию.
Вот «продвигаться, не насилуя себя» (то, о чем многие написали в комментариях к предыдущему посту) — это про понимание того, как задачи распределяются между колонками. И про уважение к своим ограничениям, которые в количестве 1-2 есть у всех, независимо от значения на шкале интроверсия-экстраверсия.
По моим наблюдениям, набор ограничений очень плохо типируется и зависит сугубо от индивидуального узора наших компетенций, травм и прошлого опыта.
*Социопатия и нарциссизм противопоказаниями к успешному социальному взаимодействию и, как следствие, персональному продвижению не являются. А вовсе наоборот. (Это одна из причин, почему я ушла из пиара: пиарщик либо вечно соревнуется с социопатами, либо работает на них).
2. Когнитивные способности
Это то, что в быту называют мышление, интеллект или просто мозги.
Не скажу про другие сферы жизни, но с точки зрения персонального брендинга быть умным — выгодно. Хотя бы по той причине, которую я озвучивала уже, кажется, десять тысяч раз: продвижение — это результат деления. Как бы парадоксально это ни звучало.
Мы делимся (знаниями, опытом, эмоциями, историями, суждениями) и у нас прибывает (просмотры, подписчики, лайки, известность, узнаваемость, авторитет).
Человеку с мозгами, во-первых, априори есть, чем делиться, а, во-вторых, органична сама идея «деления».
Люди, думающие и знающие, лучше других понимают, что мысль рождается и обогащается в процессе обсуждения, поэтому редко бывают скупы на полезный контент (не очень умным людям всегда «жалко»).
К сожалению для всех нас, умные люди чаще подвержены синдрому Даннинга-Крюгера и склонны занижать ценность того, что могли бы сказать миру. Подлинные профессионалы, как известно, сомневаются в себе, тогда как неофиты, дилетанты и просто посредственности не знают сомнений.
К счастью, персональное продвижение — это игра вдолгую. И на длинной дистанции обычно становится видно, кому есть что сказать, а кто годами мусолит и пережевывает одно и то же или просто ворует чужое.
Хорошая новость: когнитивные способности вполне себе развиваются, а профессионализм вообще — дело наживное.
3. Мотивация
Это прямое следствие того, что я написала двумя предложениями выше: персональное продвижение — игра вдолгую.
Истории «проснуться знаменитым» случаются, но чаще всего их невозможно даже предугадать, не говоря уже про спланировать. «Хочешь славы, готовься к долгой и упорной работе» — это не я, это Златопуст Локонс, а он знал толк в «личном брендинге».
Персональное продвижение идеально вписывается в формулу: быстро — это медленно, но без перерывов.
Вот, чтобы «без перерывов» (и без срывов), нужно хорошо понимать, зачем.
Зачем профессионалу личный бренд?
Я лично знаю только одну стоящую причину: восполнить дефицит влияния.
Доктор наук, член-корреспондент РАН Виктор Полтерович сказал про это так: «Я пишу статью, когда я хочу на что-то повлиять». sic.заработать денег, получить много лайков, привести клиентов — это все замечательно, но на что вы хотите ͟п͟о͟в͟л͟и͟я͟т͟ь͟?
Те, кого мы привыкли называть «люди-бренды», как правило, точно знают ответ на этот вопрос.
Ищите свой.
4. от Roman Ivanov Ресурсность.
Я ее для себя уже довольно давно вижу, как химическую валентность.
У разных атомов есть способность образовывать разное число связей. Максимальная валентность атомов бора, углерода и азота, например, равна 4, фосфора — 5, серы — 6 и т.д. (этот фрагмент я скопировала из Википедии, не подумайте ничего плохого). Так вот, у людей, как в том анекдоте, все точно так же! Моя «социальная валентность» драматически низкая, как у водорода, в районе единички. Я стараюсь не планировать на день больше одной серьезной встречи, ивента или просто содержательного разговора. А если планирую, то увеличиваю себе запас времени на восстановление.
У других знакомых мне людей ресурс социального взаимодействия существенно выше. Я знаю тех, кто проводит 5-7 консультаций в день и в перерыве между ними выступает на онлайн-конференции. И это могут быть как экстраверты, так и интроверты, прямой связи ресурсности с интроверсией тоже нет. Среди экстравертов полно быстро утомляющихся астеников. Мой низкий ресурс — мое ограничение (см. п.1). Я его давно туда записала и перестала расстраиваться (компенсирую тем, что тексты пишу быстро ).
На успех в персональном продвижении ресурсность никак не влияет, так же, как и на способы его достижения.
Но может влиять на скорость и/или на масштаб.
Следствием моего ограниченного ресурса, например, является отсутствие мотивации к захвату миру, порабощению вселенной и межгалактической славе — я их не съем. У людей с высоким ресурсом это может выглядеть совсем по-другому.
Мне кажется, важно знать свою «социальную валентность» и учитывать ее по мере возможности, чтобы не загнаться.
Поэтому, в том числе, я не верю в «универсальные контент-планы» и вообще ни во что универсальное или даже «типическое», когда речь заходит про персональное продвижение.
На то оно и персональное, isn’t it?
И в завершение.
Личный бренд профессионала (он же бренд эксперта) не имеет ничего общего с пиаром личной жизни, выставлением напоказ того, что вам не хотелось бы выставлять, враньем и навязыванием.
Это отчасти домыслы, отчасти стереотипы.