Первое упоминание о шелке в европейских источниках датировано 53 г. до н.э.
Именно тогда 50-тысячная римская армия встретилась на поле боя с 10-тысячной армией парфян и потерпела поражение.
Битва при Каррах стала одним из самых больших и немногочисленных провалов для высокоорганизованного войска древнего Рима. И чуть ли не главной причиной этого позорного поражения стал шелк, вернее, шелковые знамена парфян.
По версии античных историков, они ослепили героические легионы, которые не смогли продемонстрировать все свои навыки и доблесть.
На самом деле, летописцы закамуфлировали шелком неожиданную отсталость «непобедимой и легендарной» армии.
Сухопутной, ей сложно было противостоять конным лучникам с более продвинутой тактикой и возможностями для маневра.
Сделав выводы, римляне взяли на вооружение восточные военные технологии и, конечно, блестящий шелк стал самым престижным материалом для патрициев и богатеев.
Он казался до такой степени магическим, что у европейцев даже не было единого мнения о том, как шелк изготавливается.
Ничего удивительного, китайцы хранили производство своего главного экспортного товара в большом секрете.
Но сама удивительная тончайшая ткань была известна за пределами Поднебесной довольно давно.
Куски шелка археологи находили в облачении мумий, захороненных в Долине Царей (самая ранняя относится к 1070 г. до н.э.), также шелк упоминается в Ветхом завете.
Ну, а когда Великий шелковый путь стал функционировать на постоянной основе, поставки шелка в Европу и спрос на него только увеличивались.
На своей же родине шелк был известен уже в 4-м тысячелетии до н.э. Стоит ли удивляться, что за такой значительный промежуток времени китайцы в совершенстве отработали не только технологию производства, но и работу с сырьем, в частности, с шелковыми нитками.
Не будет преувеличением сказать, что технику вышивания шелком китайские мастерицы довели до совершенства.
В Поднебесной существует несколько школ традиционной вышивки, самой известной и авторитетной из них считается Сучжоуская, от названия города Сучжоу.
Местным традициям рукоделия более 2000 лет, и работы китайских вышивальщиц, которые создаются месяцами или даже больше года, можно сравнить с живописью и графикой.
Уникальность отображения свето-теней-бликов в таком тончайшем рисунке любого зрителя заставляет сомневаться, что перед ним вышивка.
Ведь сучжоуское искусство представляет собой шитье шелком по шелку, для создания которого необходимы уникальные иглы, в толщину человеческого волоска, а то и меньше, и нити тонкие, как паутина.
Для одной вышивки может использоваться до 1000 оттенков цветов, поэтому, как правило, нити красятся вручную и предварительно замачиваются в специальном отваре, чтобы не ворсились.
Но главный секрет китайских искусниц – отсутствие узелков. Сучжоуская вышивка с любой стороны смотрится, как лицевая.
А высшим пилотажем считается создание двухсторонних изображений, когда в рамках одного контура с разных сторон зритель видит совершенно различные сюжеты.
Традиционными для школы Сучжоу является изображение рыб (символ успеха), бабочек (символ радости и счастья), лотоса (символ долголетия), птиц (символ свободы), цветущих деревьев (символ изобилия), но современные мастерицы создают самые разные картины, объединяет которые совершенство воплощения.
И, конечно, восхищение и даже восторг со стороны каждого, кто видит образцы этого невероятного искусства!
Gloria Gerda Griffon
PS:
Ilana Galperin:
– Тут стоит упомянуть еще одну деталь.
Как и в Европе, в богатых знатных семьях жене (а в Китае еще и младшим женам) было абсолютно нечего делать.
Замужняя женщина могла только вышивать, это было единственным способом занять себя и не опозорить семью. Если у тебя есть талант, умение и много лет свободного времени, то не удивительно, что через несколько сотен лет твои спешащие потомки будут на бегу восхищаться твоей работой