"Или право имею?"

“Или право имею?”

О покрытии на ногтях, напоминании о записи,
лайках собственных постов,
бизнес-ланче и совместных обедах с коллегами,
бестактных допросах,
вежливых просьбах,
курящих и некурящих соседях,
отзыве об онлайн обучении.


Добрый день, хатулёчки мои!
Разбирайте ответы на вопросы:

Вопрос №1
Встретила мнение, что если тебе позвонили, а ты не взял по какой-то причине трубку, не нужно перезванивать. Звонивший наберёт ещё раз. Так ли это?

Ответ:
Правило такое: если в течение двух часов вы не перезвонили, то человек имеет право позвонить вам снова.
Понятно, что можно не перезванивать, если вам звонили с незнакомого номера.
Но попробуйте не перезвонить маме. Или начальнику.
Кто блин эти псевдоправила придумывает?
Пусть вот они сами по ним живут.

Вопрос №2
Некоторые люди лайкают свои посты. Это нормально?
Меня смущает, что это как бы похвала самому себе.

Ответ:
Во-первых, а почему нет?
Человеку же наверняка нравится его собственный пост, иначе зачем его публиковать.
Во-вторых, насколько я понимаю, здесь дело в том, что чем больше лайков, тем выше пост в ленте.

Вопрос №3
Про еду и контекст.
В кафе в офисном центре, если я обедаю не одна, нужно ли учитывать контекст (и контекст ли это), если все обедающие со мной заказывают бизнес-ланч?
А я бизнес-ланч не люблю.
А ещё и в связи с тем, что в офисе сейчас не чаще 1 раза в неделю, поход в офисное кафе – почти светское мероприятие ))
И я в кафе хочу заказать какой-нибудь стейк или вычурный салат. Платит каждый сам за себя.
Что говорит этикет в таких случаях, не выглядит ли это со стороны как превосходство над остальными и как этого избежать?
И меняется ли ситуация, если ко мне подсел коллега-мужчина, и я понимаю, что он точно будет платить за меня?

Ответ:
Вы можете заказать то, что хотите съесть, конечно.
У каждого человека свои предпочтения в еде и свои ограничения.
Это не выглядит как превосходство, если вы так не считаете. Собственно, это и есть способ избежать того, чтобы это выглядело как превосходство.

А вот с коллегой, который за вас платит, все будет зависеть от того, что заказывает он. Если он берет бизнес-ланч, то и вам придется тоже. Или настаивать на том, чтобы платить за себя самой. С точки зрения этикета лучше таки бизнес-ланч.

Вопрос №4
Если у меня собираются гости, я как хозяйка слежу за тем, чтобы всем было одинаково хорошо и вдруг слышу, как кто-то из гостей начинает себя бестактно вести.
Приставать к другому гостю с вопросами типа «а где ты работаешь? За какие деньги ремонтируешь квартиру? Почему так долго не переезжаешь?»
и этот человек не реагирует на мои попытки вежливо перевести беседу в другое русло типа «какое сегодня вино хорошее».
Могу ли я отвести человека в сторону и попросить так не делать? Потому что с одной стороны нельзя делать замечания взрослым, а с другой – кто, если не хозяйка, может это сделать.
Остальные гости удивленно поднимают брови.

Тот человек, который подвергается допросу, новый в компании и я чувствую свою ответственность за общее настроение

Ответ:
Обязанность хозяина дома состоит в том числе в том, чтобы следить за комфортом всех гостей.
Поэтому под предлогом помощи на кухни бестактного гостя можно извлечь из компании и там вежливо, но твердо попросить прекратить допрос.

Вопрос №5
Про приветствия.
Контекст: в обед идем с подругой неважно куда.
Т.к. шатаемся в основном около ее работы она часто здоровается с коллегами.
Надо ли мне тоже их здравствовать? 🙂

Ответ:
Да, конечно, надо. Это вежливо.

Вопрос №6
Ситуация в метро.
Пожилая женщина присела на среднее сиденье.
С двух сторон от нее свободно.

На следующей остановке залетают две девушки, и тут же весьма развязно просят эту женщину подвинуться.

Она встала и отошла просто от них.

Девушки хмыкнули, и чего это? Только ведь попросили подвинуться. Но это не помешало им плюхнуться на сиденье и начать тараторить. Удивила такая бесцеремонность.

Можно ли просить подвинуться более старших по возрасту?

Ответ:
Можно просить подвинуться, и более старших в том числе.
Нужно только помнить, что вы просите чужого человека, который ничего вам не должен, оказать вам любезность.
Поэтому просьба должна быть вежливой. А отказ необходимо принимать со смирением.

Вопрос №7
Ситуация: работодатель (выпускающий редактор) вступает в затяжную переписку на тему небольшого заказа, который я уже выполнила. Постоянно впадает в крайне неформальный тон, фактически портит сделанную работу и ведет длинную неаргументированную дискуссию, хотя последнее слово по протоколу за мной.
Я уже решила больше с ним не сотрудничать.

Но тут поступает предложение лично передать кое-какие документы на подпись, чтобы не возиться с почтой (контора в другом городе). Это и правда удобнее.
Однако звучит и предложение выпить кофе.
Если что, это дама. Я подозреваю, что будет при личной встрече уговаривать принять их вариант правки текста.

Мне кажется, или тут перепутаны вообще все представления о границах, рабочем этикете и прочем?Заранее спасибо!

Ответ:
Представления тут не перепутаны, ничего плохого в предложении выпить кофе нет. Но вы не обязаны соглашаться, встретились, забрали документы, вежливо попрощались – всё.

Вопрос №8
Допустимо ли просить другого покупателя купить вам алкоголь, если нет паспорта ни у кого из компании, люди взрослые, но кассир строг и непреклонен? И если да, то как?

Сама история. Пробиваю в терминале самообслуживания продукты, краем уха ловлю спор кассира с покупателями в вышеописанной ситуации, и слышу “тогда нам вот эта девушка сейчас всё купит” и обнаруживаю, что речь обо мне.

Мои брови приподнялись сами аж за макушку, я демонстрировала всей видимой частью из маски литса, что слегка не понимаю, каких органов обо мне говорят как о предмете обслуживания, не с просьбой, а директивно по умолчанию.

Кроме того, возиться с их бутылками, оплатой мне наличными, поисками сдачи, переводом с карты на карту и оставлять свои данные незнакомым и неприятным людям мне не хотелось.

И отвечаю: “нет, покупать вам я ничего не буду, и паспорт за вас показывать тоже нет”.
Они были чрезвычайно фраппированы и не понимали почему, кричали мол, вам что жалко, вы что зожница, что вы вредничаете? Да, киваю, я всё и сразу.
Не воспитывать же взрослых с виду людей.

Ответ:
Здесь то же самое, что и в вопросе №6: нужно попросить чужого человека сделать одолжение.
Можно, конечно, но мы же понимаем, что делать это необходимо так, чтобы у человека возникло желание помочь.

И любой всегда может от выполнения подобной просьбы отказаться без всякого объяснения причин.

А если речь идет о совсем юных людях, и есть сомнения насчет их возраста, то он просто обязан это сделать.

Вопрос №9
Сосед снизу курит в окна.
Балкона у него нет, первый этаж, поэтому он курит в окно.
Весь дым тянет к нам в квартиру на втором этаже.
На просьбу не дымить отвечает типа “тыктотакая” и “сделайтакшобятебяневидел”.
Какие есть способы донести свою мысль так, чтобы єто возымело некий положительный эффект? Мы живем в съемной квартире без кондиционера, потому при любой возможности открываем окна. В которые круглосуточно курит сосед. Формально он курит у себя в квартире, где может делать все, что ему угодно, если это никому не мешает. Но ведь мешает: у меня аллергия на сигаретный дым.
Upd: по вентиляции тоже блин тянет, даже если окна закрыты.

Ответ:
Посмотрите, что в законах говорится на этот счет. Скорее всего, он вправе так делать. А значит, вы его просили об одолжении, и он вам отказал.
В рамках этикета других способов, кроме вежливых просьб, у нас нет.

Вопрос №10
Учусь на курсах повышения квалификации в очень известном и качественном учебном центре.
Курс интересный, насыщенный и действительно отлично подготовлен лектором.
Но у лектора есть определенные речевые особенности: слова-паразиты (“соответственно”, “непосредственно” и пр. не к месту), ударения на предлоги (“в договоре СЫ поставщиком”, “поэтому ВЫ (=в) данном случае”, “как подойти КЫ декомпозиции”) и т.п.

Курс идет онлайн с демонстрацией презентации, поэтому лектора только слышно, и через три часа лекции этот звуковой мусор у меня просто перекрывает смысл.
Учебный центр настоятельно просит дать подробную обратную связь после прохождения курса.

Нужно ли / правильно ли указывать на эти особенности лектора в обратной связи? С одной стороны, это персональная особенность человека. С другой стороны, читать лекции его работа.

Ответ:
Вы можете писать в своем отзыве всё, что считаете нужным и важным. Иначе весь этот сбор отзывов не имеет никакого смысла.

Вопрос №11
Здравствуйте, Мария и чудесные коты.У меня вопрос из профессиональной переписки.
Вот я бровистка, запись веду он-лайн, клиенткам отправляются письма с напоминаниями и т.д.
И вот случается аннуляция, и указывают причину болезнь какую или плохое самочувствие себя или близких. Я всегда отвечаю, и желаю скорейшего выздоровления и подобное.
Проходит месяц, и мне нужно напомнить о записи на следующий визит.
Стоит ли как-то упоминать, интересоваться здоровьем?
Или это будет нарушением границ? А не будет ли невнимательностью, если я не поинтересуюсь самочувствием?


Ответ:
Достаточно того, что вы пожелали хорошего самочувствия. И проявляете заботу, напоминая о записи. Если клиент захочет что-то вам рассказать о своем здоровье, расскажет, пока вы будете с ним работать.

Вопрос №12
Скрин текста, основная суть которого в том, что по этикету женщине нельзя гелевые ногти. Потому что по этикету, опять же, женщина не должна тратить много времени на красоту и не может становиться заложницей (с) какого-либо маникюра. (картинка ниже) *

"Или право имею?"



Ответ:
Нет, это не так.
По этикету женщина может носить такое покрытие на ногтях, которое ей нравится.
Потому что по этикету никого не должно волновать, на что женщина тратит свое время. На красоту ли, на получение седьмого высшего образования, на походы в горы с палаткой или вечеринки свингеров.

А если кому-то не нравится чей-то маникюр /прическа /татуировки, то надо не дебильные рекомендации писать, а прорабатывать свои детские травмы с психотерапевтом.

***Всё на сегодня, мои дорогие любители этикета.
Мария Юдакова