Libera Me или не хлебом единым

Libera Me или не хлебом единым

Из архивов о визуальных архетипических кодах:

“Есть социальные архетипажи:
Правитель, Герой, Опекун.
Есть внесоциальные /околосоциальные, “маргинальные”:
Бунтарь, Шут, Маг, Творец.

Читаю статьи про пояс, – как вещь, отделяющую в культуре разных народов социальное и внесоциальное, свое/обыденное от чужого/пугающего.
И понимаю, почему распоясавшийся Воин или Опекун – “не может быть!”, это не норма, угроза привычному бытию, подрыв основ.
А распоясавшийся Шут или Творец – “что, опять?” и “ну, а что с них взять”.
* * *
“Пояс используется, как оберег во многих культурах.
Вера в магическую роль преграды в форме окружности, недоступную недоброжелательным духам, прослеживается и в древнем обычае постоянно носить пояс.
Д. К. Зеленин предполагал, что магический круг-оберег развивался из кругового обхода человеком той местности, где человек надумал заночевать, идя поселиться надолго;
такой обход был необходим, чтобы убедиться в отсутствии гнезда хищников, особенно змей, и т.п…
персонажи хтонического мира традиционно появляются без пояса: например, русалка может быть голой или одетой в белую рубаху, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса.

<…> снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру.

В родильных ритуалах роженица распоясывалась, распускала волосы, снимала кольца и т.д.
Этими символическими действиями она “размыкала” себя.
То, что женщина снимает пояс, обозначает ее вступление в контакт с силами природы”
Н.С. Кошубарова, “Ткань в русской традиционной культуре: знак и функция”
* * *
“Пояс, отделяющий людей от нелюдей, одновременно служит и границей двух сущностей в самом человеке:
“Все мы по пояс люди (наполовину скоты).
<…> пояс снимается в случае контакта со сферой чужого.
Снявший пояс сам приобретает признаки чужести (условие обеспечения контакта)”
А. К. Байбурин, “Пояс (к семиотике вещей)”
* * *
Видимо, пояс сдвигает образ к более человеческому – к тому, что маркируется, как “свой”, “предсказуемый”, “встроенный в более-менее понятную систему”.
Пояс на Маге делает образ менее хтоническим и более плотным/телесным.
Пояс на Творце и Бунтаре обещает хоть какую-то предсказуемость.
Конусообразный силуэт и отсутствие пояса на Правителе и Опекуне добавляют им немного магичности”.
Валентина Габышева
PS:
Анна Харитонова: – Интересно, а имеет ли значение расположение пояса? Потому что классическое расположение на талии действительно социально упорядочивает. А вот завышенный или заниженный пояс увеличивает ту, или иную половину тела, и на мой взгляд, больше приближает к “чужести”. Хм?
Ирина Курапова: – да, влияет.
Мужчины носили пояс ниже линии талии, а традиционная одежда женщины предполагала наличие пояса выше, т.к. считалось, что у женщины больше связь с природными стихиями, туда же способность приводить души детей.

Libera Me Lars Danielsson