Много раз я писала о том, что никакого отдельного детского этикета не существует.
По мере взросления детей учат себя вести в соответствии с существующими в обществе правилами. Или не учат.
И в целом нет ничего страшного в том, что ребенок не умеет тихо себя вести в библиотеке. Его научат окружающие. Будет обидно и больно, зато доходчиво. Хотя есть вероятность, что ходить в библиотеку он перестанет.
Я бы хотела рассказать о правилах, которые действительно могут им пригодиться:
- Слушать людей, которые за детей отвечают
Это учителя в школе и другие ее работники. Преподаватели, тренеры, няни. Родственники, если они проводят время с детьми в отсутствие родителей.
Когда рядом нет родителей, именно эти люди несут ответственность за безопасность детей, их здоровье и жизнь. Они не всегда могут объяснить, почему нужно делать то или это, а другое делать нельзя ни в коем случае. Или у них нет времени и сил. Но зато у них есть опыт и инструкции по технике безопасности.
Дело даже не в том, что ребенок их подведет, если не будет слушать. Дело в том, что он может подвести самого себя.
- Не делиться своими вещами/игрушками и т.п, если не хочется
Нет, это история не про жадность. Это история про то, что человеку важно иметь своё. Даже маленькому человеку. И распоряжаться своим так, как ему хочется. Так выстраиваются границы. Так появляется уважение к своей и чужой собственности, а также уважение к труду.
- Отказываться от физического контакта с другими людьми
Даже, если к нему с объятьями кидается родная бабушка. Если ребенок в данный момент не хочет обниматься, он имеет на это право. О чужих людях и говорить нечего.
- Можно отказаться от предложения дружить
Нам может не нравиться другой человек не потому, что он плохой. И не потому, что он сделал что-то неприятное. И даже не потому, что мы завидуем. Порой мы не испытываем симпатию безо всякой причины (а порой наоборот). И этого достаточно, чтобы отказаться о сближения.
Дети тоже имеют право не дружить с каждым, кто свою дружбу предлагает. Потому что эта история очень важная и личная, не со всяким ее можно разделить.
- Невозможно нравиться всем
С ребенком могут не захотеть дружить, и какая-то девочка или мальчик не ответят взаимностью на юношескую влюбленность. И в любимчики учителя он не попадет.
Ну и что. Это ничего не говорит о нем. И о других людях тоже ничего не говорит, ни хорошего, ни плохого. Просто человек не может нравиться всем без исключения. Как не может и любить всех без разбора.
- Дружба – это действие и взаимность
Дружить – это не только болтать на переменах. Дружба предполагает, что мы в какой-то степени разделяем с другим человеком свою жизнь. Уделяем ему время, прилагаем силы (умственные, душевные, физические), помогаем, утешаем, веселим и т.д.
Если мы ничего этого не делаем, то речь идет не о дружбе, а о каких-то других отношениях, о приятельстве, например.
А если мы стараемся для другого, но он никогда не отвечает нам взаимностью, то речь тоже не идет о дружбе. Она идет о том, что нас используют.
Юному человеку очень пригодится умение эти истории различать.
- Если с ребёнком или с кем-то рядом с ним происходит несправедливость, об этом нужно рассказать взрослому.
Речь может идти о том, что учитель намеренно занижает ребенку оценки. Или о том, что в спортивной школе его задвигают на задний план, не давая проявить свои способности. А может быть с одним из детей в группе не хотят дружить, не принимают.
Ситуаций явной и неявной несправедливости в жизни бывает очень много. И даже мы, взрослые люди, не всегда её видим. А когда видим, то порой не понимаем, что с этим делать.
Если ребенок видит несправедливость, он должен знать, что ему есть, кому об этом рассказать. Родителям, родственникам, друзьям родителей, учителям, репетитору и т.п. Да, может быть ему кажется. Но с помощью взрослых ребенок может научиться в этом разбираться.
- Если ребенку или кому-то рядом с ним угрожает физическая опасность/что-то плохое уже случилось, нужно забыть о правилах этикета.
Если человек упал и сильно ушибся, если другие дети в парке издеваются над животным, если на ребенка орет в магазине чужая тетка, необходимо кричать, бежать и звать на помощь. Если рядом нет родителей, важно привлечь внимание всех окружающих.
- Если с самим ребенком или рядом с ним происходит что-то плохое, он должен рассказать об этом взрослым, которым доверяет.
Если ребенка побили, или он увидел, как побили другого ребенка. Если ему кто-то угрожает или отнимает его вещь. Если у него или у кого-то рядом что-то украли, нужно об этом рассказывать.
Нет, это не ябедничество и не «дети сами разберутся». Ябедничество – это когда одноклассники курят за школой, а ребенок об этом рассказал классному руководителю. А вот если одноклассники отобрали у него деньги, чтобы купить сигареты, этим важно с кем-то поделиться.
- Ребенок имеет право на ошибку
Забыть про запятую, не выучить правило, использовать не ту формулу. Ляпнуть глупость в незнакомой ситуации. Вести себя невежливо из-за страха или смущения. Или влюбленности.
Мы все ошибаемся и учимся на этих ошибках. И поэтому хотим, чтобы дети их не совершали. Чтобы их жизнь была не только легче, но и лучше. Чтобы идущий за мной был сильнее меня.
(с) Мария Юдакова