…Тогда, возможно, Япония стала бы страной, первой явивший миру пилотируемые самолеты, а в пригороде Киото не появилось бы одно из необычных, «странных» святилищ, составленные в народе списки которых сосуществуют параллельно с официальной статистикой.
29 апреля 1891 года, еще задолго до полета братьев Райт, модель самолета «Ворона», спроектированная Тюхати Ниномия, после 3-метрового разгона смогла пролететь 10 м.
Повторный опыт на следующий день принес еще более успешный результат – полет на 36 метров.
В 1893 году спроектирована новая модель пилотируемого самолета «Жук».
Четвертый сын в семье, Тюхати, с детства увлекался физикой и химией, наблюдал за животным миром и, как все японские дети, изготовлением воздушных змеев.
Все эти навыки помогли в дальнейшем создать «Ворону»: именно наблюдение за тем, как парит в небе, не задействуя крылья, эта птица, помогло в 1889 году окончательно понять принцип полета.
Опыты продолжались бы и дальше, и все бы ничего, если бы не стечение не совсем благоприятных для продвижения дела обстоятельств: Японо-Китайская война, Тюхати уходит на фронт военным медиком, безуспешно предлагает свой проект, который отклоняют за недоверием к идее.
Затем, по возвращении, он работает в фармацевтической компании в Осаке, параллельно самостоятельно продолжая вести испытания своих моделей на купленном лоскутке поля между Осакой и Киото.
Сторонней финансовой поддержки для конструирования не находится, и разработки приходится временно прекратить.
Самолет Тюхати практически уже готов, осталось доделать некоторые детали, но в 1908 году разработчик узнает из старого газетного обрывка, что не так давно за океаном свой полет уже совершили братья Райт, официально реализовав все то, к чему он самостоятельно шел не один год.
Утративший энтузиазм, Тюхати разламывает созданную им модель и оставляет идею.
В 1915 году он строит на территории своего дома «Святилище авиации», где сам становится настоятелем. Формально святилище посвящено богу неба Нигихаяхи-но микото, часть духа которого официально перенесена сюда из Осаки.
Но «Небо едино», – гласит надпись на входе: основной целью строительства было почтить память всех, кто в мире так или иначе связал свою судьбу с авиацией или отдал жизнь в авиакатастрофах. Кроме того, не мог остаться без внимания и мир фармацевтики, реализовать себя в котором было второй, осуществившейся мечтой Тюхати: здесь же поклоняются богам медицины и духам известных фармацевтов.
В 1989 году, по случаю 100-летия со времени раскрытия принципа полета, при содействии сына Тюхати в святилище появляются новые сооружения, музей и серебристые ворота-тории из авиационного дюралюминия.
На входе – внушительных размеров стеклянная витрина, внутри – двигатель F104-J, основного самолета ВВС Японии.
А сразу за воротами тории – пропеллер истребителя A6M Zero, зацепившийся за рыболовецкие сети и вытянутый со дна Осакского залива в 1983 году.
На всех вотивных табличках «эма» – та самая «Ворона», первая модель Тюхати.
Свои просьбы здесь оставляют служащие Сил самообороны, будущие пилоты перед экзаменами.
Ну и просто все те, кому очень не помешала бы помощь богов перед длительным воздушным путешествием.
Ворона же, как символ встречается тут кругом – на оберегах и в оформлении территории.
Святилище находится в очень тихом городке, среди жилых, в основном, частных домов.
Примечательно, что на горе неподалеку, буквально в получасе ходьбы, на территории другого святилища за отдельной оградой установлен монументальный памятник Эдисону.
Вот так интересно переплетаются витки японской и зарубежной истории.
Tatiana Kudoyarova Дом Тюхати находится 八幡市, там на 京阪電車 до центра Киото совсем близко.