Когда что-то выглядит, как дорогой бархатный кафтан, как камуфляжный костюм или как фланелевая пижамка, то люди склонны считать, что перед ними бархатный кафтан, камуфляжный костюм или фланелевая пижамка – соответственно.
А если утверждается, что милая фланелевая пижама это изящный сексуальный пеньюар, просто он выглядит, как детская пижамка?
А если то, что выглядит как дорогой бархатный кафтан, нам предлагается в качестве спецодежды для восточных боевых единоборств?
А если доказывается, что одежда, выглядящая как камуфляжная экипировка, на самом деле форма горничной в традиционном английском отеле?
Мы скажем: “Бред, флуд и провокация”.
Потому что мы уже произвели “обряд смыслопорождения”, приписав вещам достоверные для нас гипотезы.
Люди в большинстве своем не любят парадоксов, они желают иметь иллюзию управляемости миром – чтобы реальность была непротиворечивой и предсказуемой: где пижамка – из мира пижамок, где кафтан – это кафтан.”
Том Асакер “Основа убеждений”
Мы воспринимаем окружающий мир в форме историй.
Сознание непроизвольно придумывает истории, интерпретируя в них информацию от наших органов чувств и возникшие ассоциации.
С помощью таких историй (их еще можно назвать повествовательными конструкциями, ментальными представлениями или образами) абстрактная информация преобразуется в знакомый шаблон.
И чем проще найти стереотип, конкретную ассоциацию, тем более достоверной кажется придуманная история
Чем дальше от знакомых шаблонов – тем недостовернее нам будут казаться истории и вещей, и людей.
Человек, выглядящий как фланелевая пижамка и утверждающий, что он грозный черный плащ, – для нас будет недостоверной историей.
Человек, выглядящий как кожаная косуха и доказывающий, что он, на самом деле, нежнейшее свадебное нижнее белье вызовет у нас противоречивые чувства.
Нам сложно воспринимать геройствующего по-взрослому Простодушного.
Или клоуна, который философствует всерьез, без хиханек.
Кривляка Джим Керри, которого пригласили выступить перед выпускниками Университета Махариши, после обычных ужимок выдал такую глубокую речь, что интернет взорвался: “Этот клоун? Да ладно, не может быть!”
До этого, видимо, ему отказывалось в способности быть спикером на экзистенциальные темы.
Напористый Правитель-Герой Гандапас, который в одно время разнообразил свой репертуар танцами с пикантными движениями бедер, по отзывам зрителей вызывал когнитивный диссонанс.
Коуч в архетипе Правитель-Мудрец, который пытается задавать вопросы из позиции Простодушного, парализует клиента, потому что двойные послания разрушают понятную для клиента историю с коучем-всезнающим-экспертом.
Я думаю, что дизайнер человеческих экстерьеров был не совсем дурак, и морда лица достается нам, как авторское коллекционное изделие, у которого есть замысел, месседж, задача.
Разгадать “что хотел сказать художник”, выдав нам именно такую модель биоскафандра, и интегрировать это в Я-образ – увлекательный и многоплановый квест по управлению впечатлением.
А слезы о том, что упаковку мне подбросили обманным путем, а на само деле я вообще не то, что читает подавляющее число окружающих у меня на лице
(не умный или не наивный, не авторитарный или не заботливый, не опасный или не дружелюбный) – говорят о том, что я в начале квеста, примерно на стадии “посадил дед репку”.
И впереди меня ждет масса сюрпризов.
“кто ни по образу не создан
ни по подобию его,
те, как один все безобразны,
все бесподобны, как один” (с)
Валентина Габышева
ПыСы: кстати, вы знаете, что если побрить тигра, он все равно будет полосатым?