Янь Хой сказал Конфуцию:
– Однажды я переправлялся через глубокий поток Шаншэнь, и перевозчик управлял лодкой, словно всемогущий Бог.
Я спросил его: «Можно ли научиться управлять лодкой?»
– Можно, – ответил он. – Это легко может сделать хороший пловец, а если он к тому же ныряльщик, то может научиться управлять лодкой, даже в глаза ее не видя.
Я спросил его еще, но он не захотел говорить со мной.
Позвольте спросить, что это значит?
– Когда перевозчик сказал, что его искусству легко может научиться хороший пловец, он имел в виду, что такой пловец забывает про воду, – ответил Конфуций.
– А когда он сказал, что ныряльщик может научиться его искусству, даже не видя лодки, он говорил о том, что для такого человека водная пучина – все равно, что суша и перевернуться в лодке – все равно, что упасть с повозки.
Пусть перед ним опрокидывается и перевертывается все, что угодно – это не поколеблет его спокойствия.
Что бы с ним не случилось, он будет безмятежен!
В игре, где ставят на черепицу, ты будешь ловок.
В игре, где ставят на золото, ты потеряешь голову.
Искусство во всех случаях будет одним и тем же, а вот внимание твое перейдет на внешние вещи.
Тот, кто внимателен ко внешнему, неискусен во внутреннем.
(с)