мыть или не мыть чужой унитаз;
про отзыв кондитеру и мастеру;
об инициативе половозрелых детей,
о рабочих чатах,
противоречивой консультации экспертов,
звонках о не проживающих хозяевах,
пользовании приборами в ресторане
Здравствуйте, хатулечки мои!
Разбирайте ответы на вопросы:
Вопрос №1
Надо ли отправлять кондитеру отзыв?
Мы забрали свой торт, сказали спасибо, завтра съели, было вкусно.
Надо ли ещё написать сообщение, что “торт был вкусный и все в восторге”?
Мне кажется, что лишние сообщения, требующие даже дежурного ответа – “спасибо, я рада, что вам понравилось” отвлекают и занимают время
И сомневаюсь , а может человек ждёт, и если ты не напишешь, то подумает, что торт не понравился
Ответ:
Отзыв нужно писать всегда, когда вы хотите это сделать.
Все специалисты любят отзывы.
Особо продвинутые любят даже не лестные, обратная связь бывает полезна, даже если неприятна.
И вот если после торта вас переполняет радость и надо ей поделиться с кондитером – сделайте это. А если не так, чтобы переполняет, не так чтобы радость, да и делиться особой потребности нет, то не стоит себя мучить.
Вопрос №2
Встречаются девушка и парень, живут и учатся в другом городе , естественно, что практически не расстаются ни днем, ни ночью. Несколько раз ездили вместе в родной город МЧ (молодого человека), там родители девушку уже как родную встречают. Более того – на семейные каникулы на лыжный курорт ездили вместе.
Надо ли как-то инициировать знакомство с родителями? Я – мама девушки.
Ответ:
Скажем так: если вы хотите с ними познакомиться, то скажите об этом дочери. Она передаст своему мч, он – родителям, ну и дальше через детей вы договоритесь.
Да, причин для знакомства более чем достаточно.
Вопрос №3
Я прихожу в дом к не очень близким друзьям, или, скажем, коллеге (тут важно, что это не тот случай, когда знаешь хозяев сто лет, и любую неловкую ситуацию вполне можно обсудить), иду в туалет, и обнаруживаю, что человек, который был до меня, совершенно не умеет пользоваться туалетным ёршиком. С одной стороны, убирать отходы чужой жизнедеятельности как-то фу, с другой стороны, если я выйду, оставив всё, как есть, могут подумать, что это я такая, кхм, забывчивая…. в общем, мыть или не мыть чужой унитаз?
Ответ:
Скажем так, этот вопрос не из области этикета. Он из области тех сложных жизненных вопросов, ответы на которые каждый из нас находит сам, исходя из своих представлений о прекрасном (и контекста).
Вопрос №4
Один из моих коллег очень любит в конце месяца писать в общий чат “не забудьте закрыть посещения” (это про систему отметки наработанных часов).
Или “сегодня последний день, закажите еду на оставшиеся деньги” (компания выделяет бюджет на обеды на месяц).
Или “проверьте почту, пришло письмо от эйчаров, что через неделю у нас лекция по …” (по очередной не нужной фигне, на которую никто из моего отдела не пойдет).
Некоторых людей, включая меня, это немного раздражает.
Будет ли правильным сказать ему, что не надо так делать? Мы все тут взрослые люди и как-то без напоминаний справлялись годами.
Или лучше просто не обращать внимания, посчитав, что делает это он исключительно из-за своего переизбытка дружелюбия?
Ответ:
То есть подобные напоминания в его обязанности не входят? Или он таки думает, что в входят?
На самом деле, что бы там ни было, дружелюбие или тревожное расстройство, если вас это не очень раздражает, просто не обращайте внимания.
Вопрос №5
Пользуюсь услугами одного салона и, мягко говоря, далеко не во всех видах услуг мастер такой уж мастер.
Для себя решила, что буду делать у него только некоторые (процедуры), а остальные повторять не стану, потому что пустая трата немалых денег и скверные результаты.
Мастер же после каждого посещения присылает имейл с просьбой оставить отзыв о его салоне.
И вот я не знаю, что решить:
– поставить кучу звезд и нахвалить, покривив душой и зная, что определенные процедуры из рук вон плохо делаются,
– или поставить звезд немного и написать и плюсы, и минусы?
При этом, я намереваюсь продолжать в салон ходить ибо выбора у меня особенно нет, так что отношения портить не хотелось бы.
Пока тяну время, ссылаясь на забывчивость и прочую неправдоподобную чепуху.
Буду благодарна, если посоветуете, как так написать, чтобы не обмануть других клиентов и в то же время не обидеть мастера?
Ответ:
С учетом всех обстоятельств, я вижу два варианта:
1. Продолжать делать вид, что вы забываете написать отзыв
2. Написать отзыв о том, что мастер делает хорошо, а остальное не упоминать.
Вопрос №6
Читаю один очень хороший блог. Благодарна автору за полезный контент и за то, что она есть на свете. При этом, автор продаёт свои инфо продукты, то есть транслирует в блоге свою экспертную позицию.
Недавно в комментариях к посту она ответила в рамках этой своей экспертизы. Ответ этот был прямо противоположным тому, что она отвечала ранее у себя же в блоге по аналогичному вопросу. Соответственно у меня когнитивный диссонанс.
Есть ли какой-то способ в рамках этикета, уточнить у автора, как это понимать?
Ответ:
Вы можете написать личное сообщение с просьбой помочь вам разрешить возникший диссонанс. Важно, чтобы это была именно просьба, а не требование сделать понятно.
Вопрос №7
Ходили мы недавно в ресторан, где на столах уже была раскладка приборов.
Честно говоря, я не задумывалась чем, что есть правильно, подразумевая, что всегда надо идти от внешнего края к внутреннему, а десертные приборы лежат наверху.
Но, спустя какое-то время вспомнила, что закуску я ела вилкой с тремя зубцами, которая для рыбы.
И тут у меня мешок вопросов, так как эту застольную историю мы с мужем обсуждали до хрипоты пару часов нашей поездки в машине.
Является ли этикет (и в данном случае застольный) неким договором между сторонами?
Иначе говоря, если одна из сторон не соблюдает этикет, то освобождает ли это другую сторону от его соблюдения?
В нашем примере дискуссия была о том, что если я “подразумеваю”, что ресторан “правильно” (мне казалось, что вот это “от внешнего к внутреннему” принято везде) выкладывает приборы, то знать какие приборы для чего служат – моя обязанность?
Я спорила, что нет, что мой “договор”, даже если этикет это договор, не с рестораном, как институцией, а с окружающими меня людьми, и этикет призван облегчить нам жизнь и взаимное существование.
Мой оппонент, соответственно, говорил, что мой договор в данном случае не только с окружающими (посетителями), но и с официантами (которые являются представителями ресторана), и в этом случае я не соблюдаю договор, так как они все сделали правильно, а я, неуч, даже не знаю, как правильно пользоваться приборами.
И что я могу доставить неудобство официанту, так как ем не то и не тем.
Моя мнение, что до тех пор, пока, условно говоря, я не кидаю едой в окружающих, нет какой-то крамолы есть не той вилкой закуску. Ведь разные вилки тоже для того, чтобы мне было удобнее есть ту или иную еду, если я “справляюсь” ложкой с рыбой, так может ну и ладно?
В нашем споре меня спровоцировало слово “договор” и “обязанность”.
И после столь долгой прелюдии вопрос – является ли этикет договором между рестораном (в лице официантов) и посетителем, и “обязан” ли посетитель знать, какими приборами что едят?
/а также я задумалась, должен был ли ресторан озаботится тем, чтобы принести мне правильную вилку, вместо того, чтобы оставить “неправильную” на столе. ведь после заказа блюда понятно, что рыбу я есть не буду…
Ответ:
Этикет – это ведь не только договор, это система правил, созданная для того, чтобы все участники процесса чувствовали себя хорошо и при этом не мешали друг другу.
То есть мы свою часть общественного договора выполняем по мере возможностей, независимо от того, делает ли это другая сторона.
Но порой может случиться так, что возможность нам предоставляет именно другая сторона. Или не предоставляет. И в этом случае мы снова ориентируемся на то, чтобы нам было хорошо, и другим мы при этом не мешали.
Честно признаюсь, я не могу понять, как вы помешали кому-либо из персонала ресторана тем, что взяли ту вилку, которую взяли. Думаю, что ничем. Более того, судя по тому, что такая ситуация возникла, в этом ресторане не очень хорошо разбираются в столовом этикете.
И да, если вы не на протокольном мероприятии, то достаточно хорошо есть что угодно ножом и вилкой. А рыбу действительно можно есть при помощи двух вилок или вилкой и ложкой, если нет специальных рыбных приборов.
Вопрос №8
Как ответить в такой ситуации?
Звонок на домашний телефон:
“Это (условно) Иванова Марья Ивановна?”
Марья Ивановна жила когда-то в этой квартире, умерла. И через какое-то время ее наследник продал квартиру нам. Продажа была 12 лет назад.
Как корректно ответить звонящим: она здесь давно не живет? Она умерла? Просто вы ошиблись? Спасибо!
Ответ:
Вы ведь можете и не знать, что случилось с Марьей Ивановной.
Достаточно вежливо сообщить, что «здесь такая не живет», остальное – на ваше усмотрение (настроение, время, силы и тп).
***
Все на сегодня, мои дорогие любители этикета.
Желаю вам хороших выходных.
(с) Мария Юдакова