Про одежду и контекст, зонт после дождя, 
передаривание подарков, чаевые в ресторане,
использование инициалов в письме, 
о замечаниях посторонним, 
поездках с чужим мужем.
Добрый день, хатулёчки мои
Разбирайте ответы на вопросы
Вопрос №1
Про уместность корпоративной одежды. 
У нас есть корпоративная одежда. Мы работаем в сфере сельского хозяйства, мы производители агропродукции и продаём ее только оптом и только на экспорт. 
Т.е. мы не магазин с клиентами – это для понимания контекста. 
Теперь собственно вопрос. У нас корпоративное мероприятие для топ-менеджмента (20 чел) в загородном ресторане. 
Одна из коллег предложила прийти в наших корпоративных футболках, потому что же надо беспрестанно нести бренд в массы. 
С моей точки зрения, корпоративные футболки на таком мероприятии не очень уместны (это сразу низ – джинсы или другие не парадные брюки), плюс мероприятие для 20 чел. – какие массы? Плюс ресторан довольно фешнебельный. 
Наша корпоративная форма (футболки, кепки, жилетки и куртки) в принципе разрабатывалась для удобства на улице в поле, с моей точки зрения. Что говорит этикет по поводу корпоративной одежды и её уместности?
Ответ:
Этикет говорит нам, что одежда должна соответствовать контексту. Если, конечно, человек хочет чувствовать себя уютно и производить нужное (ему) впечатление. 
Корпоратив – это праздник. 
Корпоратив в ресторане предполагает соответствующую одежду. Как свадьба. 
Можно пойти на свадьбу в кедах и джинсах, если это свадьба на лесной поляне. 
Можно пойти на корпоратив в футболке и джинсах, если он будет проходить в виде веселых стартов на стадионе. 
Дело не в том, корпоративная одежда или нет, дело в том, какая именно это одежда. 
Обычно футболки, толстовки и всякое подобное. 
Эта одежда не подходит для торжественного мероприятия.
Вопрос №2
Что делать с зонтом после дождя? 
Вот я пришла на встречу, или в кафе, а у меня зонт мокрый, хоть выжимай. Помню, в нашем офисе дождливым утром в коридорах была выставка зонтов, кто-то размещал их на вешалках. 
А как правильно?
Ответ:
А правильно размещать мокрые зонты там, где они не будут никому мешать и не замочат ничью одежду. 
В кафе вряд ли будет уместно раскрыть зонт и оставить его сушиться. Еще менее уместно будет положить мокрый зонт на стул или диванчик.
С учетом того, что обычно нигде нет специальных подставок для зонтов, остается пол. 
Положить мокрый зонт в кафе рядом с собой. 
Так себе, конечно. Но какие у нас еще есть варианты? 
Здорово бы выручили крючки под столом, но я крайне редко такое встречаю. 
Если вы приходите на встречу в офис, там нужно спросить, где можно оставить мокрый зонт. 
Если встречающие сами не сообразят сказать. 
Вопрос №3
Про передаривание подарков – существуют ли такие подарки, которые уместно передаривать? 
Например, дорогой алкоголь
Ответ:
Этикет категорически против передаривания подарков. 
Технически же это можно делать, но необходимо соблюдать два условия: 
1. Вы передариваете реально хороший подарок, а не какую-то ерунду (ерунду лучше выбросить, если уж на то пошло) 
2. Вы уверены в том, что никто из участников процесса не узнает о том, что вы передарили подарок.
В целом же подарок, который вам не нужен, лучше отдать, а не подарить (почувствуйте разницу).
При этом дорогой алкоголь все регулярно передаривают, но будем честны: его именно потому и принято дарить, что любой человек, даже непьющий, легко найдет ему полезное применение. 
Вопрос №4
На отдыхе я познакомилась с супружеской парой, я в разводе. 
За ужином мы договорились поехать на их машине в соседнюю деревню посмотреть какую-то достопримечательность. А потом жена ехать отказалась, сказала, что хочет смотреть сериал, а вы поезжайте. 
Я растерялась и с перепугу тоже отказалась. Как правильно, как вежливо, как уместно? 
Ехать с чужим мужем мне было неловко.
Ответ:
С точки зрения этикета важно, чтобы все чувствовали себя комфортно. Если вы почувствовали себя неловко, отказаться было правильным.
А в целом в такой ситуации с точки зрения этикета ничего плохого нет.
Вопрос №5
Недавно прочитала о том, что использование инициалов при письменном обращении к человеку – моветон. Насколько это правда или всё-таки зависит от контекста и официальности обращения
Ответ:
Это правда. Независимо от официальности обращения, нельзя использовать инициалы – это неуважение. 
Обращаться нужно по имени и отчеству или господин/госпожа+фамилия.
Вопрос №6
На днях стою на кассе в супермаркете, кассир пробивает продукты, доходит до желтого арбуза и отпускает комментарий (но обращается не ко мне, а к охраннику) «Совсем москвичи зажрались, покупают кормовые арбузы».
Говорила она это с большим раздражением, потом стала комментировать мини-бананы и пр. необычные на ее взгляд продукты.
Очевидно, что человек устал, была ночь, работа на кассе явно ей не нравится и выматывает.
Я просто стояла и смотрела на эту женщину с явным удивлением.
Нужно было сделать ей замечание, что комментарии не уместны? Позвать администратора? 
Прочитать лекцию о пользе желтых Арбузов  ?
? 
Или просто проигнорировать, как сделала я?
Ответ:
Замечания можно делать только собственных детям. И только тогда, когда вас никто не слышит. 
В этой ситуации можно было только проигнорировать, вы всё сделали правильно. 
Вопрос №7
Уважаемая Мария и кот Пётр! А как нынче обстоят дела с правильными чаевыми портье, гардеробщикам и швейцарам? Приходишь такой в пафосное место, а там персонаж в галунах. Открывает дверь, например, или манто тебе подаёт. 
Что делать? Сунуть ему за обшлаг купюру? 
Проигнорировать?
Ответ:
Зачем же обшлаг? Просто дать в руку. 
Можно, конечно, проигнорировать, но тут зависит от контекста: 
в театре никто работнику гардероба чаевые не дает, а в пафосном ресторане – да.
Мария Юдакова

