Доброй субботы, хатулёчки мои!
Разбирайте ответы на вопросы.
Вопрос №1
Про рабочий этикет. Ситуация: два юных дарования достаточно громко обсуждают зарплату руководителя одного из них, которую коллега подсмотрел в документах.
Помню, что нельзя делать замечания взрослым людям. Но разговор идет в моем присутствии, я выше по должности, но не руководитель кого-то из них.
В моменте решила, что они и про мою зарплату поговорят в следующий раз, так что корректно попросила не обсуждать это в кабинете, а лучше не обсуждать совсем. Но, как бы следовало поступить по этикету? Игнорировать? Выйти из кабинета?
Ответ:
Нет, по этикету о таких ситуациях необходимо незамедлительно сообщать начальству идиотов. А уже начальство должно решать, что делать с теми, кто размахивает конфиденциальной информацией направо и налево.
И нет, здесь не место для оправданий «мы маленькие дети, нам хочется совать носы в чужие документы, а потом делиться со всем миром своими открытиями».
На работу дети ходят? Уже не маленькие. Здесь, конечно, есть некоторое количество вопросов. Кто нанимал этих дурачков на работу?
А нет, вопрос был другой. Какое наказание предусматривает соглашение о конфиденциальности за подобные действия? Я надеюсь, что увольнение. Я бы увольняла незамедлительно.
Потому что нет ничего опаснее для конторы, чем безграмотные идиоты. Да еще и общительные, и любопытные. Как котята. Вот только они не котята и вести себя должны соответствующе.
Вопрос №2
Как вежливо дать понять, что я не хочу здороваться рукопожатием? Речь идёт не о деловой среде. Мой знакомый при встречи норовит мне пожать руку, а мне это не нравится, я считаю это мужским ритуалом и меня это обескураживает: “Он на что-то намекает?” “Сейчас так принято?” Сразу такие мысли возникают…
Ответ:
Он ни на что не намекает. Ну, разве хочет дать понять, что он в курсе современных тенденций. Потому что сейчас действительно так принято.
Другое дело, что в если вы от рукопожатия в офисе откажитесь, это будет прямо плохо. А вот в обычной жизни можно.
Примерно так:
– Прости, я не привыкла обмениваться рукопожатиями с мужчинами. Давай обойдемся без этого, пожалуйста.
Вопрос №3
Мой вопрос связан с фобиями и реакциями людей на них.
У меня арахнофобия, и когда случается такое, что люди об этом узнают, обязательно найдётся человек, который пришлёт картинку с пауком и подписью типа “Ну, ты что, они же такие миленькие!”
Я уже порвала отношения с двумя вполне хорошими и приятными людьми на этой почве – они радостно прислали мне фотографии этого ужаса, я на эмоциях мгновенно покрыла их дичайшим матом, они обиделись и больше не общаются. И я не знаю, как объяснить окружающим, что не нужно так делать – не будешь же воспитывать посторонних людей.
Как реагировать на такие послания от нормальных и порядочных людей?
Ответ:
Говорить всё, что вы об этом думаете. Интересоваться здоровьем отправителя, в том числе и психическим. Молча переставать общаться.
Не знаю, насколько нормален и порядочен человек, который так поступает, если он старше четырнадцати. Гложут меня сомнения.
Потому что для того, чтобы не отправлять человеку с арахнофобией картинку с пауком, не нужно делать вообще ничего, никакого насилия над личностью. Просто не делаешь и всё. Но они зачем-то делают.
Знаете, в идеальном мире в такой ситуации тому, кто отправил человеку с фобией подобную картинку, тоже автоматически приходила бы картинка… увы…
Вопрос №4
1) Коллеги спорят на тему, правильно ли секретари на ресепшен говорят:
«Компания Такая-то, доброе утро/вечер»?
Или нужно говорить только нейтральное «Добрый день/Здравствуйте?».
2) В процессе работы в опенспейсе мужчины-коллеги считают уместным громко задать вслух вопрос, не обращаясь ни к кому конкретно.
При этом, если коллега отвечает, говорят, что вообще-то ни к кому не обращались. И присутствует мужской шовинизм в таких коммуникациях. Как без мата научить таких (павианов) невоспитанных мужчин общаться уважительно?
Ответ:
1) Какое нейтральное здравствуйте? А как звонящий поймет, туда ли он попал?
При ответе на телефонный звонок секретарю обязательно здороваться, называть компанию, а если приемных больше, чем одна, то еще и приемную хорошо бы называть (если правилами компании это не запрещено, такое может быть).
Что не надо: представляться по-имени.
Что нельзя: говорить просто «здравствуйте»…
Что касается второй части:
– Коллеге не нужно отвечать ни на какие вопросы. До тех пор, пока они не обращены лично к вам. При этом спрашивающий не должен орать через всё помещение. Он должен оторвать от стула зад и подойти к столу. Речь спрашивающего должна сопровождаться словами «пожалуйста» и «спасибо».
Если этих атрибутов нет, вопрос задан не коллеге, пусть на него отвечает кто-то другой.
– Учить невоспитанных мужчин себя вести могу я, как вы знаете. Но это за отдельные деньги. А вот руководитель этих мужчин обязан этим заниматься без всякой доплаты.
Вопрос: где руководитель? Чем он занят? Знает ли он о происходящем в его отделе? Если нет, как безопасно сделать так, чтобы узнал? (последнее совсем не сложно)
Что в компании с корпоративной культурой? Если ее нет, всё так и будет продолжаться, ничего не изменится. Если она хоть какая-то есть (признаки: в других отделах так себя не ведут и/или есть официальный документ), то нужно ознакомить с ней всех участников (работа руководителя, опять же).
Вопрос №5
Часто вижу советы путешествующим девушкам – мол, в самолёте, для защиты кожи от пересушивания, хорошо бы “наложить на лицо увлажняющую тканевую маску “, ну, и так и лететь.
Насколько это уместно с точки зрения хорошего тона? Уместны ли какие-то косметические или гигиенические процедуры на людях?
Ответ:
Еще можно ногти красить лаком, что время зря терять. А те, у кого денюжек побольше, пусть сразу берут с собой маникюршу, перелет из Сибири на ДВ или в Москву – как раз можно успеть ноготочки и на руках, и на ногах.
А если серьезно, то никакие гигиенические процедуры на людях не уместны. Из косметических уместна одна: можно накрасить губы. Всё. Это всё.
Остальное – в туалете. А всякие маски и прочее – дома. Так мы дойдем до того, что они себе гиалуронку начнут колоть прямо в полете. Ну, а что. Куда эффективнее любых масок.
Вопрос №6
Про прохождения к своему месту в зрительном зале между рядов.
Нет, мы не опоздали, пришли ко времени.
Но, некоторые пришли ещё раньше и чинно расселись по своим местам. Я, помня, что нужно как можно меньше мешать, старалась втянуть все свои прелести и живот к позвоночнику. Шла бочком и лицом к сидящим. При этом, улыбалась и периодически извинялась.
Но многие были недовольны, не отвечали на улыбку, кривились, ноги подбирали со стоном. Молю, дайте наводку! (пишется слитно, если что) Что же делать, как быть? Не ходить в театр? Занимать места с рассветом? Наступать на разбросанные ноги, не, ну, а чё они тут, как эти!? На вас одна надежда!
Ответ:
Конечно, они были недовольны. Ведь, когда они покупали билеты, то и подумать не могли, что в театре будут какие-то еще люди, кроме них и актеров на сцене для их радости.
Если мы говорим о правилах этикета, то воспитанные люди встают, чтобы пропустить тех, кто идет к своим креслам. Можно улыбаться, а вот складывать лицо в куриную жопку нельзя. Если ширина прохода позволяет не вставать, то можно и не вставать, тогда повода складывать во что бы то ни было лицо совсем не остается.
Но мы же с вами понимаем, что если человек в театре в подобной ситуации корчит недовольную рожу, то он пришел туда именно за этим. Он не хочет смотреть спектакль, он хочет сидеть с недовольным лицом. И в этом мы никак не можем ему помешать.
Вопрос №7
Как вежливым, хорошим, ошарашенным людям отвечать на реплики относительно внешности и особенно веса?
Очень любят самые близкие, самые необходимые в жизни люди “любя”, “в шутку”, “без злого умысла” сказать: а ты поправилась!
Или “о, как тебя жена откормила!”
Никакие варианты более или менее агрессивного ответа не канают. Речь идёт о хороших, вежливых и местами “бесхребетных” людях. И об их общении с самыми близкими и самыми важными людьми, которые, ну, вот, не понимают, что это обидно, больно, не знаешь, что на это ответить. Не знаешь, как решить задачу и главное, с какой целью это сообщают?
Сумбурно выразилась, но я очень часто сталкиваюсь с подобным. И мне прям не хватает понимания, как вежливо и нежно дать понять, что больше такие реплики озвучивать не стоит.
Ответ:
Если коротко, то никак.
Вы можете хоть тысячу раз повторить, что так делать не надо, используя конструкции вида “премного благодарю” и “будьте так любезны”.
Но, увы, если люди себе подобные реплики позволяют, то после «будьте так любезны» должно стоять «идите на@уй». Иначе они не то, чтобы не поймут. Они поймут, что им можно и дальше продолжать делать то, что хочется.
Но поскольку я все же не верю, что подобные комментарии отпускаются не для того, чтобы испортить настроение, нужно дать понять, что они вас радуют.
Или отреагировать как-то иначе, но так, чтобы комментатор остался обескураженным.
– А ты поправилась!
– Ой, ты тоже заметила? Спасииииибо, мне так приятно это слышать!
И так далее и тому подобное. Я часто на любые сомнительные реплики в мой адрес отвечаю просто «спасибо за комплимент».
* *
Всё на сегодня, дорогие мои любители этикета.
Мы с котами желаем вам отличных выходных.
(с) Мария Юдакова