Вопрос № 1
Полупустой трамвай, пацан лет 12 (один, не компания), слушающий музыку на полной громкости.
Я прошу сделать тише, объясняю, что болит голова. Ноль внимания.
Я подхожу к водителю и прошу угомонить пассажира – получаю ответ, что она не полиция, её это не касается.
Ребёнок, который на полминуты этого разговора сделал-таки тише, снова выкручивает громкость на максимум и начинает издевательски спрашивать, чего я добилась и куда я полезла ваще.
Я в итоге вышла на остановке, получив в спину ещё пару реплик. Осадок остался очень неприятный.
Можно ли было что-то сделать, чтобы результат оказался иным? Вызывать полицию к ребёнку мне показалось плохой идеей, тем более что он мог в любой момент выйти из трамвая.
Ответ:
Я, как вы помните, всегда за то, чтобы общаться с родителями ребенка, а не с ребенком.
И за то, чтобы обращаться к кому-то, кто в данном месте ответственен за порядок.
Здесь у нас дважды неприятная ситуация:
– с одной стороны, мы имеем дело с ребенком,
– с другой стороны, он вполне себе самостоятельный. И, как любой подросток, может быть очень противным и наглым.
Такая серая зона этикета.
С другой стороны, у нас есть водитель, который, насколько я понимаю, обязан в том числе следить за общественным порядком.
Но он этого не делает, потому что ему ничего не мешает.
Или потому что он не знает, что можно сделать в данном случае?
При этом у любого пассажира есть не только права, но и обязанности. В том числе обязанность соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
Громко включать музыку – это нарушение данных правил. Насколько я понимаю, опять же, нарушителя правил можно удалить из транспорта.
Детям сейчас можно не платить за проезд и доехать до нужной остановки. Но я не нашла информацию о том, что им можно слушать музыку, грубить другим пассажирам и так далее.
Что бы сделала я в этом случае?
Во-первых, сообщила бы водителю, что пожалуюсь на него (и пожаловалась бы).
Во-вторых, мне идея вызвать полицию плохой не кажется.
Мне кажется плохой идея, что кто-то может делать всё, что ему вздумается, и не получать на это адекватный ответ.
В данном случае это был бы штраф, который пришлось бы платить родителям.
Вам в комментариях советовали видеосъемку, снять на камеру факт правонарушения и с этим уже звонить в полицию. Вот так я бы и поступила, предварительно, конечно, сообщив товарищу, что я планирую сделать.
Да, в такой ситуации он, скорее всего, выйдет на ближайшей остановке. Что и требуется, собственно.
Вопрос №2
Скажите пожалуйста, допустимо ли в ресторане подливать вина в бокалы себе и спутникам самим?
Или ждать когда официант добежит до нашего столика?
При условии, что мы в ресторане не планируем укушаться до невменяемого состояния, но бутылку вина заказали.
Ответ:
Да, допустимо!
Более того: правила этикета говорят нам, что хорошо бы прервать беседу, когда рядом официант.
Вот поэтому я так не люблю эту современную моду на бесконечный танец официантов вокруг моего столика. Ни поесть, ни поболтать. Наливая себе вино можно, в том числе, дать официанту понять, что вы не хотите излишнего внимания.
Вопрос №3
У сына есть любимая учительница – прекрасный педагог и человек. Хотелось бы сделать для неё хоть что-то приятное.
Можно ли рассматривать, как подарок, коробку хороших конфет, если есть существенная вероятность, что человек придерживается здорового питания и не употребляет сахар? Чем можно было бы заменить, чтобы не было неловкости с обеих сторон?
Спасибо вам большое за возможность сделать жизнь проще и приятнее!
Ответ:
Если есть вероятность и нет возможности проверить, то вместо конфет нужно что-то другое. Теоретически это может быть, конечно, торт без муки, сахара, яиц и всего того, что обычно является тортом, но лучше с этого скользкого поля просто уйти.
Хороший чай и кофе – если вы знаете, что учительница пьет кофе или знаете, какой она любит чай.
И/или хорошую кофейную или чайную пару.
Держать ее в руках – это одно самых приятных тактильных ощущений.
В общем, что-то, что стоит приблизительно, как коробка хороших конфет и при этом производит похожий эффект: какое-то время дарит удовольствие.
Вопрос №4
Позволительно ли слать клиенту мемы (отношения не дружеские, а деловые)?
Ответ:
Ну, как вам сказать. Деловой этикет в целом не против юмора, но призывает относиться с осторожностью.
Нужно учитывать контекст.
Во-первых, насколько это в целом соотносится с корпоративной политикой компании, в которой вы работаете?
Если вы работаете на себя, можно в этом месте вместо компании подставить сферу деятельности.
Во-вторых, нужно быть уверенным в том, что у клиента есть чувство юмора, и при этом его представления о смешном совпадают с вашими.
В-третьих, в одних деловых отношениях это ок, а в других нет, и нужно точно быть уверенным, что вы умеете чувствовать разницу.
В-четвертых, это зависит от вашей деловой ситуации в целом.
Одно дело, если клиент доволен, другое – если вы сроки выполнения задач продолбали.
Кроме того, если мем содержит запрещенную лексику, нужно точно знать, что ваш клиент не падает от нее в обморок.
Ну и количество тоже имеет значение, куда ж без этого.
Никто не говорит о том, что деловое общение должно быть сухим, как пустыня Сахара, а все его участники серьезными такими, что вообще никогда не улыбаются.
Юмор – это отлично, и он почти всё делает лучше. Но нужно уметь.
Мария Юдакова
***Всё на сегодня, мои дорогие любители этикета.
Мы с Петром желаем вам хороших выходных. Да прибудет с вами этикет и хорошая погода!