О скорочтении.
Моё знакомство со скорочтением началось в конце 1990-ых г.г.. И как человек, который в теме давно, хочу сказать самое главное.
Есть миф о скорочтении, что это “пробегание текста по диагонали”. Это не так.
“По диагонали” – это совершенно другой навык, это сканирование.
При этом, читающий не читает текст, он ищет в нем “сигнальные слова” – то есть то, что ему нужно найти. И в том месте, где он сигнальные слова нашел, он останавливается и читает со своей обычной скоростью. Это вообще не скорочтение.
Сканировать нужно уметь, это полезный навык для чтения учебников и особенно популярной литературы, в которой 60% воды. Но путать это со скорочтением не стоит.
Скорочтение – это настоящее чтение, при котором читаются и понимаются все слова текста. Только быстрее, чем обычно.
Как это возможно?
Я сходила на современные курсы по скорочтению и увидела, что за 20 лет ничего нового в скорочтении не открыли.
Ускорение чтения происходит по-прежнему за счет трех вещей:
– отсутствие проговаривания,
– прекращение возвратных движений глаз
– и расширение поля зрения.
Практически это всё.
Дополнительно используется расширение возможностей восприятия.
Чтобы читать тысячу слов в минуту, нужно, чтобы ваше восприятие смогло воспринимать эту тысячу. Если оно тупит – быстрого чтения не будет.
Именно этим занимаются различные приложения для телефона, которые называются скорочтением.
Они не учат читать быстро.
Они тренируют мозг быстрее воспринимать.
Да, там есть упражнение для расширения поля зрения, но ЧИТАТЬ быстро они не учат.
Представьте себе, что вы хотите научиться ездить на коньках. Вы учитесь балансировать на одной ноге, прыгаете в длину, надуваете шарики, чтобы натренировать легкие. И всё это у вас получается отлично. Вы пришли на каток, надели коньки и… ?
Если вы не учились ездить, вы не поедете на коньках. Вы не будете понимать, как это делать вообще.
Но, при этом, если учиться ездить придут два ученика, один из которых умеет балансировать на одной ноге, толкаться ногами, прыгать, у него развиты легкие, а у второго ничего этого нет – конечно, первый научится ездить быстрее.
То есть упражнения – полезные. Но они не являются заменителем самого обучения.
Из приложений на скорочтение мне понравилось вот это:
У него, единственного из тех, что я посмотрела, есть намек на обучение именно чтению: “ускоритель”, в котором строчки бегут по тексту, как в караоке, и глаза двигаются за ними.
Правда, в бесплатной версии только одна скорость – 400 слов в минуту (а мне бы побыстрее и с прогрессирующим ускорением), и нет возможности загрузить свои тексты (а жаль). И текст для проверки скорости чтения всего один!
Есть приложение с похожим функционалом, там побольше текстов для проверки чтения, но упражнения открываются по мере их прохождения. И “караоке” нет.
Есть чудесное приложение Reedy, которое я люблю нежно, как раз за то, что оно выстреливает словами в одну точку на экране.
Вы расслаблено смотрите в экран, а мозг прокачивает скорость восприятия.
Кстати, его можно не только поставить в телефон, но и установить в браузер, как расширение и читать в нем посты и статьи в инете с компа. Большая экономия времени, плюс не тупое разложение мозга, а прокачка скорости восприятия.
И повторюсь: эти приложения помогут вам соображать быстрее, потому что повысят скорость восприятия, потренируют память и внимание (это всегда полезно, особенно в возрасте старше 40), и даже расширят поле зрения. Но читать быстрее они вас не научат.
Сюда же относится модная серия книжек Шамиля Ахмадуллина “Скорочтение” – там те же тренажеры, что в приложениях.
Только в приложении ребенку будет интересно делать задания.
А в книжке скучно, плюс дополнительно нужен секундомер и преподаватель. Там нет методики обучения чтению, это тренажеры для мозга.
Что же такое обучение чтению?
Это обучение двигать глазами по строчкам так, чтобы запихнуть себе в мозг тысячу слов за минуту. Ладно, тысяча много, хотя бы шестьсот.
И именно для этого нужно расширять поле зрения, потому что если читать каждое слово по очереди, не получится читать быстро.
У “скорочтецов” есть навык “вертикального чтения”: глаза бегут по строчкам вертикально вниз.
Глаз за один взгляд захватывает всю строчку.
Я до такого не дошла, смотрю в строчку два раза. Причем, если строчка короткая (а современные книжки стали делать с большими полями и в строчке меньше 56 символов), я по-прежнему смотрю 2 раза в строчку, потому что не умею по-другому, но теряю время, потому что там смотреть не на что, я уже это прочла!
Для меня когда-то стало открытием, что мозг способен, посмотрев один раз в середину строчки, расположить слова по порядку слева на право, а не как попало. И вот так читающий глазами бежит по строчкам вертикально – получается загрузить в мозг те самые 600-1000 слов в минуту, и это для начала. Можно быстрей.
Чтобы глаз захватывал всю строчку из середины, нужно расширять поле зрения. Для этого есть упражнения.
При этом надо следить за тем, чтобы глаз не совершал возвратных движений.
Кто думает, что их не совершает, поможет проверить: прочесть 2 страницы книги как обычно и засечь время, а следующие две страницы – двигая пальцем по строчкам и глазом за ним. Тоже на время.
Думаю, вы удивитесь.
Вы заметите, что чем быстрее вы двигаете палец, тем быстрее вы читаете. И успеваете.
Самой большой проблемой считается проговаривание, или внутренняя артикуляция.
Могу сказать, что люди, которые могут читать в Reedy на скорости 400 слов в минуту, уже читают без проговаривания.
Читают с проговариванием бедолаги, которые учились читать в школе, а там учили читать по слогам и вслух. Кто научился читать раньше и про себя, как правило, уже читает быстро и артикуляции не имеет.
Долго я делала упражнение на остановку артикуляции и у меня не получалось. Пока не поняла, что у меня ее нет…
… Конец девяностых. Тогда в моде были заочные курсы. Всякие заочные школы. Даже профессию можно было получить. По почте приходили методички, ксерокопии с распечаток на машинке. И этот курс мне вообще никак не зашел, но вместе с ним была книга, которую сейчас считают классической:
“Учитесь быстро читать”, авторы Андреев О.А., Хромов Л.Н.
Учитесь быстро читать, авторы Андреев О.А., Хромов Л.Н.
Говорят, более раннее издание ещё лучше, не проверяла.
Эта учебник, с объяснениями, заданиями, текстами для самопроверки.
Кто любит заниматься сам, тому книга подойдет. Я люблю, половину психотерапии выучила по книгам, так что у меня она пошла на ура.
Единственная проблема – ритм для отстукивания (есть там такая техника), поэтому сейчас есть аудиофайл с ритмом и инструкцией к нему. Голос диктора отдельно прекрасен.
Позанимавшись двадцать с лишним лет назад пару месяцев, я приобрела внушительную скорость чтения – от 600 до 1000 слов в минуту. Говорят, можно 3000 слов, но мне хватало…
… Недавно я обнаружила, что у меня что-то с головой.
Скорость упала до 400 слов на старый текст и 200 на новый. Я решила пойти на курсы по скорочтению и сходила на них. В начале января я прошла курс из 7 занятий в ШАМИ – Школе Активного Мышления Ильина. Курс шел онлайн, вел его Алексей Сучков. К качеству курса и его преподаванию претензий не имею, имею другие, но это не относится к делу.
Мне он достался по скидке за 5 тысяч рублей, доступ к занятиям навсегда.
И вот в этой школе, наконец-то, учат именно читать.
Все их упражнения, вся методика направлена на развитие нового стереотипа чтения, новой модели. С вертикальным чтением, без проговаривания, с пресечением возвратных движений глаз.
Но самое главное – они учат именно “кататься на коньках” из примера выше, параллельно тренируя навыки, которые для этого нужны. В целом программа мне понравилась.
Занятия в ШАМИ утомительные и скучные, я с трудом дождалась, когда они кончатся.
Но после этих 7 уроков я читаю свободно свои 600 слов, а на Reedy могу разогнаться до тысячи, ФБ читаю на 700-800, в зависимости от гладкости письма автора.
Чем лучше пишет автор, тем легче его быстро читать.
Ну и еще мне стало понятно, где мозг сдал (оперативная память и внимание).
В общем, из всего перечисленного рекомендую:
Для обучения скорочтению:
1. Курсы с Алексеем Сучковым (хоть у него проблемы в организации занятий).
2. Книжку Андреева и Хромова.
Для “разгона мозга”:
1. Программу Reedy.
2. Приложения по скорочтению.
(с) Ольга Златогорская
Скорочтение с примерами программ, 2021г.