И что жизнь, если нет принципа и каприза?!

И что жизнь, если нет принципа и каприза?!

Москва. Кремль. Косыгину. Поскольку я являюсь единственным безработным кинорежиссером в Советском Союзе, убедительно прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу, возможно, стану родоначальником в иранском кино.
Параджанов

И что жизнь, если нет принципа и каприза?!


* * *
Как Параджанов не стал лауреатом Ленинской премии
Рассказывают, что как-то режиссер Григорий Рошаль пригласил Параджанова на роль Маркса – из-за выдающегося сходства.
Конечно, сам факт такой идеи – фантасмагорический.

Даже Параджанов, получив приглашение на съемки в Москву, поначалу решил, что это розыгрыш друзей.

Потом долго на уговоры режиссера не соглашался.

Рошаль наседал:

«У нас к роли Маркса будет принципиально иной драматургический подход, понимаешь?!
Никакой иконы! Веселый, умный человек, весь земной, из мяса и крови, с бурлящей энергией в жилах!
Ты понимаешь, Сережа, что это такое?»

Параджанов:
«Да, понимаю, это Ленинская премия».

Рошаль, смутившись:
«Ну, заранее так не говорят, не принято. Но, разумеется, фильм не останется незамеченным, а уж исполнитель главной роли…»

…Параджанов приезжает в Москву.
Пробы.
Рошаль немного взволнован, но держится бодро – уверен, что «худсовет будет потрясен сходством».

В остальном дает «Марксу» полную свободу:

«Ты же сам режиссер! Сочини мизансцену. Вот тебе гусиное перо, стол, керосиновая лампа, тетрадь. Пиши, размышляй, делай что хочешь».

– «А с юмором можно?»
– «Именно с юмором, молодец! Ну, начали».

…Параджанов-Маркс склонился над тетрадью.
Рука с гусиным пером сама собой выводит:
«Пролетарии всех…»

Он задумывается: всех ли? Нет, ошибки нет, именно всех.

Всех, совершенно точно. Всех, всех, ошибки быть не может! Хотя…

Что-то его тревожит.
Пером он почесывает бороду справа, все сильнее и сильнее.
Опять задумывается.

«Пролетарии всех стран…»
Но что им делать, пролетариям? Что?!

Может быть, может… объединяться?
То же бешеное раздражение в районе левой щеки, почти до полной истерики.

Минута просветления.

Да, по-видимому, ничего другого им не остается – только объединяться. Да, да, пусть объединяются! Пускай!

Теперь уже обе щеки в огне, «Маркс» отбрасывает перо, пальцами как попало вычесывает что-то в распахнутую тетрадь и начинает давить – пальцами, страницами…

В павильоне полное молчание, только шуршит камера – оператор забыл выключить.

У Рошаля на глазах слезы.
Придя в себя, он говорит:

«Отснятое смыть, не проявляя. Негодяя в машину и на вокзал!»
* * *

9 января 1924 года родился Сергей Параджанов.
arm-congress.com.ua
* * *

Как-то в свой день рождения режиссер ходил по киевским улицам и приглашал всех встречных знакомых к себе домой.

Они и пришли – почти сто человек.

Конечно, в квартиру все не вместились, но именинник нашёл выход в своём стиле. Он расстелил на лестнице во всём доме ковры – с первого до пятого этажа, и рассадил гостей на них.

Также знакомым вручили старинные столовые приборы и хрустальные бокалы (отец Параджанова был состоятельным тифлисским антикваром).

Так день рождения и прошёл: именинник ездил на лифте между этажами, произнося тосты, а гости пили за его здоровье, сидя на лестнице.

«Веселитесь в полную меру, как это делал я.
Есть что вспомнить.
Иначе было бы жаль и себя, и жизнь! И что жизнь, если нет принципа и каприза?!»

На фото:
Танцующий бог Бес, конец I в. н.э., известняк

roii.ru