Одна из книжек, что я сейчас читаю, называется «Тело помнит все».
Это книга о том, что психологическая травма физически меняет мозг и тело человека.
Я убедилась в этом на личном примере, но всегда приятно узнать, что ты не ку-ку и не напридумывал себе невесть чего.
Книгу написал Бессел ван дер Колк, доктор, изучающий травму и посттравматическое расстройство на протяжении тридцати лет.
Он работал в составе Национальной группы по детскому травматическому стрессу.
В рамках этой группы проходило лечение двадцати тысяч американских детей.
Плюс у врачей были данные исследований о ста тысячах детей по всему миру.
Участники группы хотели зарегистрировать новый диагноз, описывающий симптомы расстройства, возникающего в результате жестокого и пренебрежительного обращения с детьми.
Диагноз звучал, как Травматическое расстройство развития (Developmental Trauma Disorder).
Ван дер Колк пишет, что у всех травмированных детей мира были общие черты:
1) острое нарушение эмоциональной регуляции,
2) проблемы с вниманием и концентрацией и
3) трудности с тем, чтобы уживаться с самим собой и окружающими.
“Настроение и чувства этих детей молниеносно переключались из одной крайности в другую – вспышки ярости и паники сменялись отстраненностью, апатией и диссоциацией.
Когда они волновались (что происходило большую часть времени), то не могли ни успокоиться, ни описать свои чувства”.
Травма формировала и запускала у детей гормональный ответ, который длился десятилетиями.
Ван дер Колк пишет о взрослых пациентах: зачастую терапевты, неврологи и психиатры лечат то, что произошло с этими людьми много лет назад.
И объясняет, как работает эта машинка:
“Наличие биологической системы, которая упорно накачивает организм гормонами стресса, чтобы помочь ему справиться с реальной или воображаемой угрозой, приводит к ряду физических проблем:
– нарушениям сна,
– головным болям,
– необъяснимым болям в теле,
– повышенной чувствительности к прикосновениям или звукам.
Чрезмерная возбужденность или отстраненность мешает им на чем-либо фокусировать свое внимание и сосредотачиваться”.
“Так как всю свою энергию они тратят на то,
чтобы сохранять самоконтроль, им, как правило, сложно уделять внимание тому, что не имеет прямого отношения к выживанию (например, учебе в школе),
а повышенное возбуждение приводит к тому, что они постоянно отвлекаются”.
О выросших травмированных детях:
“Из-за того, что их часто игнорировали или бросали, они цепляются за других людей и требуют к себе внимания – даже если это те же самые люди, которые с ними жестоко обращались».
«Из-за регулярных проявлений по отношению к ним физического или сексуального насилия либо каких-то других разновидностей плохого обращения они неизбежно начинают считать себя неполноценными и никчемными.
Появляющаяся у них ненависть к самим себе является абсолютно искренней. Так стоит ли удивляться, что они никому не доверяют?»
«Наконец, чувство презрения к себе в сочетании с чрезмерно бурными реакциями на любое малейшее недовольство приводят к тому, что им становится сложно обзавестись друзьями”.
Это все ужасно грустно, правда же?..
Там будет и позитивная часть с советами и рекомендациями, но я до неё ещё не дочитала.
Маша Рупасова