В квантовой физике есть такое понятие “эффект наблюдателя”. Заключается он в том, что самим фактом наблюдения мы меняем свойства объекта (прим: я настолько же далека от квантовой физики, насколько любопытна, так что для таких же оставляю ссылку, где “простым языком” про это все и кота Шредингера).
И если на уровне квантовой физики эта идея взрывает мне мозг, то на уровне “”дел наших скорбных”, как говорил Глеб Егорыч – она немедленно интуитивно понятна.
“Танцуй так, как будто никто не смотрит” – и переложенное на многие другие ситуации: под взглядом меняется все: игра ребенка, походка, сосредоточенность, осанка, одежда, возбуждение, тренировка, мы.
Если пойти дальше, то почему?
Что меняется в нас, когда на нас смотрят, и почему?
Во-первых, мне кажется, как существа социальные, мы немедленно производим вторую реальность – “я в глазах”, “как меня видят”. Потом так же немедленно сравниваем эти две. И стремимся в реальность, в которой мы более: привлекательны, выигрышны, интересны, заслуживаем чего-то, лучше.
Во-вторых, в зависимости от того, насколько мы привыкли оценивать больше, чем познавать, мы генерируем ожидание оценки. Что, глядя на нас, наблюдатель: осудит, высмеет, откажется, похвалит. Мы вообще склонны проецировать на других наш способ мышления, и чем более он оценочный, тем больше мы будем ждать оценки, и всего того неприятного, что идет с ней: наказания, осуждения, отвержения, стыда.
Но мы живем в обществе и творим себя в обществе. Есть ли тогда надежда на “аутентичность”, на чистую, без примесей, самость?
Как ни странно, ответ мне подсказывает блоггинг, ведь я постоянно “вываливаю чувства”, “выношу сор из избы” и всячески открываю дверь софитам наблюдения.
Скажу страшную банальность: чтобы перестать (или поумерить) бояться осуждения, оценки, что подумают, надо в свои напоминалки в мозгу забить две важные штуки (и они связаны):
1) Каждый из нас большую часть времени думает о себе, а остальные – лишь декорация этого процесса. Чаще всего картонная.
2) Контр-интуитивно: разглядеть за декорацией человека. У которого такие же страхи, нервы, несварение и немытая голова.
На живых сложнее лепить лейблы, особенно, когда решаешь их не лепить. Живых как-то получается понять, обнять, и подбодрить в тяге быть увиденным и узнанным таким, как есть. А как это сделать, если не примером? Если не танцевать так, будто никто не смотрит?