Добрый день, хатулёчки мои!
Разбирайте ответы на вопросы:
Вопрос №1
Ситуация: обсуждение кого-то, например, актера и я говорю: “Мне, в целом, нравятся брюнеты”. И тут человек выдает: “А я блондин” – и выжидающе на меня смотрит.
Это очень упрощенный пример, но я довольно регулярно с таким сталкиваюсь.
Причем, не только со стороны свежевстреченных мужчин, которые вроде бы стремятся мне понравиться.
Но и со стороны женщин, каких-то не новых знакомых и так далее. Бросаться убеждать, что мне важны его/ее человеческие качества гораздо больше, чем цвет волос – точно не собираюсь, нечего свои комплексы об меня чесать в подобной форме.
С близкими друзьями я эту ситуацию обговорила бы напрямую, спросив, зачем они так говорят.
Но вот с не очень близкими.
Как лучше всего на это вежливо отреагировать?
Сказать: “Я заметила”?
Или спросить: “Ты считаешь, что я этого не заметила?” – как-то не очень звучит. Просто пропустить мимо ушей и не реагировать?
Ответ:
Честно признаться, я не представляю, что стоит за такими заявлениями. Желание похвастаться? Перевести разговор на свою персону? Поставить собеседника в неловкое положение? Ума не приложу. Поэтому я в подобных случаях делаю вид, что просто не заметила эту реплику. Как в любом другом случае, когда человек делает какую-то херню, а воспитанные люди вокруг делают вид, что ничего не заметили.
Вопрос №2
Можно ли делать замечания людям, которые обрывают сирень и клумбы. Скорее всего нет?
Но меня так бомбит.
А ещё людям, которые не убирают на улице за собаками (даже в садике у дома, где посажены цветы)
Ответ:
Нельзя, конечно, делать замечания.
Просить можно, замечания делать нельзя.
Людям, которые не убирают за своими собаками, можно предлагать пакетик.
И обдавать презрением, если они отказываются.
Увы, это бесконечная тема. И чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что нужно:
1. Создавать новую норму, показывая пример.
2. Штрафы бы хорошо ввести для людей, которые так позорят своих собак.
Что делать с людьми, обрывающими клумбы и сирень, если нельзя делать замечания? Хороший вопрос.
Я всегда в таких случаях думаю о том, что если я даже прогоню кого-то от клумбы, то они нарвут цветов в другом месте. И попутно испортят мне настроение. В лучшем случае.
В общем, это тоже вопрос поднятия общего уровня культуры.
В Калининграде вот социальную рекламу крутят по радио «давайте не будет делать плохо и обрывать сирень, а будем делать хорошо и не обрывать сирень». Хорошая, кстати, реклама. Может быть, на кого-то произведет нужное действие.
Вопрос №3
Что говорит этикет про громкий смех?
Обстоятельства самые обычные: мой сын рассказывает либо слушает историю в кругу друзей или близких родственников и громко даже не хохочет, а ржёт во весь голос басом 16-летнего юноши. Родственники бывает делают замечания про смех.
А мне неприятно, он же никому не мешает.
Но может, это вопрос воспитания?
До какой степени прилично ухохатываться? И поэтому сыну делают замечания?
Ответ:
Делать замечания чужим людям и особенно чужим детям – в целом дурной тон.
Что касается смеха.
Есть места, где громко смеяться действительно неуместно. Симфонический концерт, школьный урок, рабочее совещание.
Если же речь идет просто об общении дома/на улице/в ресторане и т.п., то взрослым людям было бы хорошо знать, что собираемся мы вместе в том числе и для того, чтобы посмеяться.
Иначе какой во всем этом смысл?
То есть, если мы куда-то идем, то понимаем, что рядом могут быть компании, в которых люди громко ржут. Или что в одной компании с нами кто-то будет громко хохотать. От раздражения в таких случаях хорошо помогает сидеть дома в тишине и пить магний.
Вопрос №4
Как прилично реагировать на рассказываемые анекдоты? И особенно в вариантах ситуаций: если уже знаешь такой, если анекдот не смешной, если он неприличный и противный.
Обычно любая реакция помимо заливистого хохота для рассказчика огорчительна.
Ответ:
Если любая другая реакция, кроме заливистого хохота, огорчительна для рассказчика, то это проблемы рассказчика.
Я серьезно.
Взрослый человек ведь понимает, что не он один знает этот анекдот. И что у людей могут быть разные представления о смешном.
В этом нет ничего страшного, если не ждать от окружающих безусловной любви и восхищения.
В ответ на не смешной анекдот достаточно просто улыбнуться.
В ответ на противный анекдот – постараться не выразить лицом вообще все, что вы об этом думаете.
Вопрос №5
Я HR (специалист по персоналу и рекрутингу), кроме того занимаюсь карьерным консультированием.
Не могу сказать, что прям на потоке, но практикую периодически.
Ко мне обратилась моя знакомая с запросом, что хочет заказать у меня вот такую карьерную консультацию для себя.
Мы с ней не близки в личной жизни, не пьем регулярно кофе [вино по пятницам-субботам], но по профессиональной теме часто пересекаемся, приятно общаемся и т.д.
И у меня диллема, связанная с оплатой моих услуг.
Как мне их выставлять таким вот людям (знакомым и друзьям). Так как такое бывает изредка.
Я считаю, что за любой труд и время полагается вознаграждение.
Да и человек не бедствует (хотя это совсем не мое дело).
В принципе, я иногда провожу такую консультацию как благотворительная помощь или в подарок. Если я вижу смысл в этом.
Но что говорит этикет в случаях со знакомыми? Я полагаю, что этично брать, как со всех. Согласен ли со мной этикет?
Ответ:
С точки зрения этикета любой труд действительно должен быть оплачен. Дальше начинаются нюансы.
Вы можете давать консультации бесплатно в качестве благотворительной акции, если у вас есть желание.
Вы можете давать консультации за взнос в какую-то благотворительную организацию, дружественную вам.
Или за адресную помощь.
Иногда можно работать в обмен на ответную услугу.
Всё это не противоречит правилам этикета.
Но правилам этикета также не противоречит и то, что вы для всех проводите консультации на равных условиях, независимо от степени близости ваших отношений.
В данном случае хорошо будет то, что комфортно вам.
Вопрос №6
Могу ли я сделать замечание яжематери, которая на улице орет матом на своего ребенка и тырсит его за воротник на глазах у всех? Не лупит ногами, но очень пихает или встряхивает.
Ребенок, конечно же мог что-то не то сделать не очень правильное.
И прям видно, как ребенок боится и съеживается от такого обращения.
Я пару раз была свидетельницей такого обращения и делала вид, что не обращаю внимания, так как не мое дело и не мой ребенок.
Но каждый раз чувствую себя очень гадко от того, что не сделала замечание.
Что говорит этикет в таких случаях? Могу ли я вежливо сказать этой матери [твари], что она уничтожает психику своего ребенка и производит над ним насилие?
Ответ:
Можете.
Можете также сказать, что вы из соцопеки.
Можете сказать это всё невежливо.
Можете сказать вообще всё, что думаете.
Но что бы вы ни сказали чужому человеку в такой ситуации, это будет нарушением правил этикета. Другое дело, что иногда иначе просто нельзя.
Вопрос №7
Я хожу в клинику на процедуры (платно, если это важно).
Процедуры ведёт медсестра, которая со мной не здоровается и не разговаривает.
Дело в том, что при первой нашей встрече она сильно повредила мне руку на процедуре. И вместо того, чтобы извиниться, обвинила в этом меня.
Я написала жалобу, извинялась передо мной зав клиникой, медсестра не извинилась и с тех пор игнорирует. Именно клиника и процедуры меня устраивают, но я каждый раз в растерянности: как себя вести с этой женщиной, тем более, что иногда процедуры проводит опять она. Как правильно, подскажите, пожалуйста?
Ответ:
Вести себя с этой женщиной не нужно вообще никак.
Но у меня вопрос к руководству клиники: какой толк от извинений заведующей, если эта медсестра продолжает проводить вам процедуры? Как-то неправильно они понимают сервис и профессионализм.
Вопрос №8
Есть ли места, в которых знакомиться и начинать смоллток не надо?Меня немного напрягает, когда со мной заговаривают в лифте, у нас большой офис в высотке, лифты большие, народу много.
Интуитивно мне это кажется не комфортным, но может я интроверт. Есть ли в этикете правило про это?
Ответ:
Конечно, такое правило есть.
Например, в лифте можно только здороваться.
Разговаривать тоже можно.
Скажем, если вы встретили в лифте коллегу, и вас всего двое, то можно завести светскую беседу.
А вот в лифт заходят другие люди, то беседу нужно будет прервать.
В целом же все достаточно просто:
мы не заводим смолток в тех местах, где это может мешать окружающим,
где они могут стать невольными свидетелями нашего разговора,
и там, где это неудобно человеку, с которым мы хотим поговорить.
Поэтому не подходят лифты, лестницы в офисах, офисные туалеты, приемные и ресепшн.
Смолток – это всегда про создание комфорта.
Но воспитанные люди не создают себе комфорт за счет окружающих. Именно поэтому в этом вопросе учитывать контекст так важно.
***
Всё на сегодня, мои дорогие любители этикета.
Желаю вам хороших выходных!
Мария Юдакова