НАЧАЛО ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ-2
Наш профессор очень жестко учил нас, что самое опасное – это безапеляционно знать.
«Бойтесь роли гуру пуще, чем любого пренебрежения к вашей компетенции», – говорил он.
В чем, практически, это стоит применять начинающему коллеге, который, на миг умерев от ужаса прямо на приеме, понял, что он НЕ ЗНАЕТ?
Пока за вашей спиной очень мало часов практики, мгновенное осознавание того, что вы чего-то не знаете, выбивает из колеи.
Ведь вам задают вопрос: доктор, и что теперь делать? Как мне быть? Как вы думаете?
Что делать конкретно, если прием зашел в тупик, а вы новичок?
1. У вас после вашей учебы должен остаться сундучок, а там практические техники, которые вы можете дать в этот момент клиенту. Рисунок, вопросы, тесты, списки, упражнения. Они дадут вам передышку и дополнительный рабочий материал.
2. Что делать, если вас поставил в тупик кейс, а не сам процесс консультирования?
Меня учили говорить: «я пока не знаю, но уверена, что мы вместе исследуем и найдем».
Я не стесняюсь говорить: «я пока затрудняюсь сказать, но я просупервизирую ваш случай» (и супервизирую).
Все это не проблема. Проблема там, где вы попали в первую ловушку нашей профессии и надели на себя роль спасателя, а не проводника. Тогда, конечно, не знать = не спасти. С этим к супервизору.
Мне же кажется важным сказать, что растерянность и страх, что ты не поможешь, охватывает всех без исключения начинающих консультантов много раз на наших приемах, а это первые несколько лет.
Пройдет время, и вы будете знать, и что делать в этом конкретном случае, и как помочь, и какого именно пазла вам недостает в ваших навыках.
И будете знать, за что не возьметесь.
Опираться на знание своих ограничений – это тоже опора.
Она в числе прочих опор помогает выстраивать прочность профессиональной роли.
Еще одна ловушка роли: думать, что ты должен что-то понять мгновенно и следовательно, мгновенно помочь.
Можно просить «расскажите поподробнее».
Пока человек рассказывает, мы получаем дополнительно поток информации, прежде всего невербальной. Это помогает разобраться и вникнуть.
Есть протоколы и регламенты работы с любыми случаями: разводами, насилием, потерями (в том числе и острыми, это отдельный протокол), гореванием, кризисами и тд.
Мне кажется, новичку в кресле психолога важно не требовать от себя расслабиться и вникать.
Пока все очень напряжено и страшно сказать что-то не то, знание регламента и протокола работы могут быть спасательным кругом, за который ты хватаешься вместо опыта.
Когда я веду новую группу вживую, я не стесняюсь подглядывать в план работы. Он на бумаге или в телефоне.
В первые несколько лет приема я делала просто точно так, как делал один из моих психологов: использовала пластиковый планшет с листами А4, где вела записи.
Эти планшет и шаль были моими атрибутами. Я держалась за них как за спасательный круг, заодно немного прячась. Часто там были записаны необходимые вопросы, которые мы составили с супервизором. И только когда я перестала бояться клиентов, я перестала записывать.
Я могу не помнить имени спустя несколько лет, но я помню кейсы.
Не стесняйтесь опираться на записи, не стесняйтесь не выглядеть ловким и быстрым. Это нормально поначалу.
Вести прием это тоже тренируемый навык.
Ваши инструменты это внимание и контакт (а не желание спасти клиента), – будут они, все остальное наживете.
Да, в этом тексте я сказала, что начинающие консультанты идут на первые свои приемы, как на экзамен и частенько боятся клиентов. Это нормально.
Пройдет несколько лет и сотни часов практики, прежде чем вы будете ждать клиентов с любопытством, рабочим волнением и без страха. Кто придет? С чем предстоит работать?
Кстати, роль любопытного специалиста, а не гуру, особо подчеркивал, кажется, Ялом.
Он говорил: «Закрой рот, открой глаза и уши: ты никогда не знаешь, кто к тебе пришел».
Хорошо ему было любопытничать, а не трястись от волнения! Он, небось, сразу родился Ирвином Яломом с секретарем, креслом и в очках. А мы с дурацким планшетом А4 и мокрой от напряжения спиной.
Юлия Рублева
PH Simon Jue LEAVES 2021