Сразу несколько человек спросили, как извести блогера А4 из детских гаджетов. Я нашла способ.
Это короткая инструкция всего из одного пункта:
Установить. Лимит. Времени. Для гаджетов.
И все, тут же А4 теряет всю свою разрушительную силу и перестает быть проблемой. Но такие короткие инструкции никому ничего не объясняют, поэтому я расшифрую.
Первое. Я ничего, ровно ничего не имею против блогера А4.
Я внимательно смотрела его дня два, чтобы изучить врага – и это такой микс из “Ералаша”, оживших простеньких компьютерных игрушек и картонных коробок. Содержательно блогер А4 безвреден. Вред от него возникает в тот момент, когда он становится бесконечным и бесплатным источником детского удовольствия. Неиссякаемым колодцем дофамина, легким наркотиком, от которого невероятно сложно оторваться, потому что – зачем?
Развлекательный контент на youtube так ловко сделан, что удовлетворяет большую часть детских дефицитов. Остальные, базовые потребности в еде, тепле и безопасности, закрывают родители.
Негде возникнуть новым дефицитам, а без дефицитов нет развития.
Потому что развитие начинается в точке, где у нас чего-то нет, а нам этого очень хочется. И тогда мы готовы стараться ради этого, ждать и терпеть ради этого, и даже чему-то учиться.
В море развлекательных роликов у нас и времени-то нет, чтобы захотеть – дай бог отсмотреть десятую часть того, что предлагают.
В общем, наша задача – превратить блогера А4 обратно хотя бы в «Ералаш», которого нужно было ждать, и который не крутили по телевизору вечно.
Второе. Самый важный пункт – подготовительный. Не установить на гаджете лимит, а осознать, что вообще-то все рычаги власти – у нас, родителей, в руках. И ребенок наш, и планшет наш, и за его информационную гигиену, увы, отвечаем тоже мы.
Но при этом мы – не обслуживающий персонал, который прилагается к ребенку, как это иногда кажется, а главные менеджеры этого проекта. У нас есть власть, и не просто право, а обязанность ей пользоваться. Как мы решим, так и будет.
Третье.Еще один подготовительный пункт.
Искренне, всей душой поверить, что отсутствие в жизни ребенка блогера А4, Машки-убивашки и прочего информационного мусорного контента не травмирует его, не искалечит душевно и не лишит жизненных перспектив.
Вводить ограничения неприятно, особенно там, где этих ограничений никогда прежде не было. Нигде это не проходит мирно. Но приходится идти на непопулярные реформы.
Как ни парадоксально, в современном мире дефицит стал дефицитом, и приходится создавать его своими руками.
Четвертое. Зажмурились и вводим временной лимит на гаджеты. Программ родительского контроля множество. Сколько времени в день получит ребенок – решаем мы.
Рекомендованных норм пока нет, исследований мало. Но обычно родители интуитивно определяют коридор между 1 и 3 часами в день.
Мы прощаемся с надеждой, что ребенок будет «сам себя контролировать» – большинству детей это не удается, просто потому, что кора больших полушарий еще не созрела. Детский мозг практически не в силах отказаться от бесплатного дофамина.
Мы спокойно говорим ребенку, что с понедельника в колхозе наступает новая жизнь, не боясь его «травмировать».
Сами по себе ограничения, с пояснениями и без сопутствующей жестокости, никого не травмируют.
Пятое. Проходим неизбежный этап партизанщины, выдерживаем слезы, истерики, обвинения и мольбы. Потому что у нас в руках ресурс, который очень-очень нужен другому человеку, маленькому – и церемониться этот человек не будет, и так просто он не сдастся.Иногда сдаваться придется нам. Иногда у нас не будет ни сил, ни времени спорить.
Мы будем возмущенно кричать: «Ну и тупи сколько хочешь, круглые сутки тупи, пока у тебя этот планшет из ушей не полезет!»
Но потом успокаиваться, и снова восстанавливать правила. Каждый раз поддерживая себя мыслью, что дефицит и нехватка чего-то – это творческое состояние. Оно подталкивает ребенка учиться и развиваться.
Дети долго не сдаются в попытках продавить нас и получить побольше бесплатных удовольствий. Что ж, пусть умение не сдаваться пригодится им в жизни.
Шестое. Как только ребенок понимает, что время ограничено – он начинает выбирать, на что его тратить.
Совершать выбор – уже полезная для мозга работа, пусть даже он выберет все того же А4.
А дальше мы можем торговать дефицитным ресурсом – опять же, не ради утверждения своей родительской власти, которая и так незыблема, а ради детской пользы.
Мы с Улясиком торговались – сначала за 15 дополнительных минут за планшетом нужно было прочитать 5 страниц книжки, потом 10, потом 15. И, знаете, чудесного прогресса ребенок достиг в чтении за короткое время.
В конце концов наступил момент, когда было сказано: «Пойду я дочитаю главу ПРОСТО ТАК. Интересно, чем там кончится».
Тут, конечно, запели трубы у райских врат.
Разными могут быть предметы торга. Сделать зарядку, выполнить растяжку. Прибрать в комнате. Написать маленький диктантик. Выучить стишок. Или десять слов по английскому.
Главное – это должна быть небольшая, понятная, посильная плата. За которую выдается тоже небольшой кусок пряника, то есть гаджета.Так мы искусственно конструируем для ребенка «заслуженное удовольствие» – и позволяем ему сделать открытие, что заслуженное приятнее бесплатного.
Седьмое. Замены блогеру А4 предлагать можно, но торопиться не надо.
И стоит помнить: у нас есть власть что-то запретить, а вот власти навязывать свои интересы нет.
Никак не заставишь его смотреть курс по живописи или слушать Жюля Верна, если совсем, совсем неинтересно.
Но можно иногда показывать, сколько интересного водится в интернете: а вот тут рисуют японские иероглифы, а здесь рассказывают, как монтировать видео. А вот тут можно поучиться круто фотографировать для инсты. Или готовить. Или послушать лекции по выживанию в дикой природе. Хочешь – ок, и не хочешь – ок.
И сил нам всем, конечно.