Дофамин, детские гаджеты и дефицит

Дофамин, детские гаджеты и дефицит

Сразу несколько человек спросили, как извести блогера А4 из детских гаджетов. Я нашла способ.

Это короткая инструкция всего из одного пункта:

Установить. Лимит. Времени. Для гаджетов.

И все, тут же А4 теряет всю свою разрушительную силу и перестает быть проблемой. Но такие короткие инструкции никому ничего не объясняют, поэтому я расшифрую.

Первое. Я ничего, ровно ничего не имею против блогера А4.

Я внимательно смотрела его дня два, чтобы изучить врага – и это такой микс из “Ералаша”, оживших простеньких компьютерных игрушек и картонных коробок. Содержательно блогер А4 безвреден. Вред от него возникает в тот момент, когда он становится бесконечным и бесплатным источником детского удовольствия. Неиссякаемым колодцем дофамина, легким наркотиком, от которого невероятно сложно оторваться, потому что – зачем?

Развлекательный контент на youtube так ловко сделан, что удовлетворяет большую часть детских дефицитов. Остальные, базовые потребности в еде, тепле и безопасности, закрывают родители.

Негде возникнуть новым дефицитам, а без дефицитов нет развития.

Потому что развитие начинается в точке, где у нас чего-то нет, а нам этого очень хочется. И тогда мы готовы стараться ради этого, ждать и терпеть ради этого, и даже чему-то учиться.

В море развлекательных роликов у нас и времени-то нет, чтобы захотеть – дай бог отсмотреть десятую часть того, что предлагают.

В общем, наша задача – превратить блогера А4 обратно хотя бы в «Ералаш», которого нужно было ждать, и который не крутили по телевизору вечно.

Второе. Самый важный пункт – подготовительный. Не установить на гаджете лимит, а осознать, что вообще-то все рычаги власти – у нас, родителей, в руках. И ребенок наш, и планшет наш, и за его информационную гигиену, увы, отвечаем тоже мы.

Но при этом мы – не обслуживающий персонал, который прилагается к ребенку, как это иногда кажется, а главные менеджеры этого проекта. У нас есть власть, и не просто право, а обязанность ей пользоваться. Как мы решим, так и будет.

Третье.Еще один подготовительный пункт.

Искренне, всей душой поверить, что отсутствие в жизни ребенка блогера А4, Машки-убивашки и прочего информационного мусорного контента не травмирует его, не искалечит душевно и не лишит жизненных перспектив.

Вводить ограничения неприятно, особенно там, где этих ограничений никогда прежде не было. Нигде это не проходит мирно. Но приходится идти на непопулярные реформы.

Как ни парадоксально, в современном мире дефицит стал дефицитом, и приходится создавать его своими руками.

Четвертое. Зажмурились и вводим временной лимит на гаджеты. Программ родительского контроля множество. Сколько времени в день получит ребенок – решаем мы.

Рекомендованных норм пока нет, исследований мало. Но обычно родители интуитивно определяют коридор между 1 и 3 часами в день.

Мы прощаемся с надеждой, что ребенок будет «сам себя контролировать» – большинству детей это не удается, просто потому, что кора больших полушарий еще не созрела. Детский мозг практически не в силах отказаться от бесплатного дофамина.

Мы спокойно говорим ребенку, что с понедельника в колхозе наступает новая жизнь, не боясь его «травмировать».

Сами по себе ограничения, с пояснениями и без сопутствующей жестокости, никого не травмируют.

Пятое. Проходим неизбежный этап партизанщины, выдерживаем слезы, истерики, обвинения и мольбы. Потому что у нас в руках ресурс, который очень-очень нужен другому человеку, маленькому – и церемониться этот человек не будет, и так просто он не сдастся.Иногда сдаваться придется нам. Иногда у нас не будет ни сил, ни времени спорить.

Мы будем возмущенно кричать: «Ну и тупи сколько хочешь, круглые сутки тупи, пока у тебя этот планшет из ушей не полезет!»

Но потом успокаиваться, и снова восстанавливать правила. Каждый раз поддерживая себя мыслью, что дефицит и нехватка чего-то – это творческое состояние. Оно подталкивает ребенка учиться и развиваться.

Дети долго не сдаются в попытках продавить нас и получить побольше бесплатных удовольствий. Что ж, пусть умение не сдаваться пригодится им в жизни.

Шестое. Как только ребенок понимает, что время ограничено – он начинает выбирать, на что его тратить.

Совершать выбор – уже полезная для мозга работа, пусть даже он выберет все того же А4.

А дальше мы можем торговать дефицитным ресурсом – опять же, не ради утверждения своей родительской власти, которая и так незыблема, а ради детской пользы.

Мы с Улясиком торговались – сначала за 15 дополнительных минут за планшетом нужно было прочитать 5 страниц книжки, потом 10, потом 15. И, знаете, чудесного прогресса ребенок достиг в чтении за короткое время.

В конце концов наступил момент, когда было сказано: «Пойду я дочитаю главу ПРОСТО ТАК. Интересно, чем там кончится».

Тут, конечно, запели трубы у райских врат.

Разными могут быть предметы торга. Сделать зарядку, выполнить растяжку. Прибрать в комнате. Написать маленький диктантик. Выучить стишок. Или десять слов по английскому.

Главное – это должна быть небольшая, понятная, посильная плата. За которую выдается тоже небольшой кусок пряника, то есть гаджета.Так мы искусственно конструируем для ребенка «заслуженное удовольствие» – и позволяем ему сделать открытие, что заслуженное приятнее бесплатного.

Седьмое. Замены блогеру А4 предлагать можно, но торопиться не надо.

И стоит помнить: у нас есть власть что-то запретить, а вот власти навязывать свои интересы нет.

Никак не заставишь его смотреть курс по живописи или слушать Жюля Верна, если совсем, совсем неинтересно.

Но можно иногда показывать, сколько интересного водится в интернете: а вот тут рисуют японские иероглифы, а здесь рассказывают, как монтировать видео. А вот тут можно поучиться круто фотографировать для инсты. Или готовить. Или послушать лекции по выживанию в дикой природе. Хочешь – ок, и не хочешь – ок.

И сил нам всем, конечно.

Анастасия Рубцова