Как отказать, если соискатель не подходит;
что делать, если у вас есть неадекватный сосед;
как воспитывать подчиненных?
Шабат шалом, хатулёчки мои!
Разбирайте ответы на вопросы:
Вопрос №1
Хотела бы свериться с вами, Мария, как с компасом этикета и этики. До меня до@бывается новый сосед. А может и не только до меня, я других соседей не опрашивала. Мы живём в небольшом 6-квартирном доме. Под домом парковка, в подвале – велосипедная, прачечная, кладовки.
До вселения замечательного соседа мы всем домом жили душа в душу: посылку принять, цветочки на время отпуска полить и другие добрососедские мелочи.
Теперь же я получаю в почтовый ящик записки без подписи странного характера: “Ваш велосипед стоит криво. Поправьте” или “Не сбрасывайте растения на мой балкон, я вам не мусорник” (не сбрасывала. Наш дом в лесу, где деревья, птицы и белки. Странно ожидать стерильный балкон).
Ну и все такое в императиве: “уберите”, “перестаньте”.
Я решила написать письмо, прикрепить к нему последнюю анонимную писульку с ценными указаниями и вывесить в подъезде. Хотя, больше хотелось бы съездить и не в Париж…
“Уважаемый Аноним,
1. К сожалению, коммуникация такого рода вряд ли может укрепить наше добрососедство.
2. Верю, что вы хотите лучшего для всего дома, и поэтому пытаетесь улучшить нас, его жильцов. Однако, мы, люди за 45, уже трудновоспитуемы. Увы.
3. Если вы видите, что мы делаем что-то неправильно, пожалуйста, сообщите нам это лично. Вы будете удивлены, насколько мы можем оказаться договороспособны и любезны, когда к нам обращаются уважительно и вежливо. С уважением, семья М.”
Конечно, есть ещё план Б: собрать все эти писульки и пожаловаться в жилтоварищество на моббинг.
Но хочется попробовать сперва через диалог.
Насколько соответствует мой план этикету?
Ответ:
Ваш план соответствует этикету идеально. Но собрать писульки всё равно нужно, в случае провала плана А они вам пригодятся. К слову, если план А провалится, то это не потому, что он плохой или не соответствует этикета. А потому что ваш новый сосед ведет себя, как мудак, не учитывающий ни контекст, ни других людей.
Вопрос №2
Подчинённый, сам того не понимая, иногда ведёт себя неуважительно по отношению к другим коллегам (не в моём подчинении), в основном к женщинам. Иногда доходит до обид. Речь о внерабочих отношениях на рабочем месте. Строго по рабочим вопросам такое не наблюдалось. Должен ли я его воспитать?
Ответ:
Я много раз писала о том, что взрослые люди не делают замечания другим взрослым людям никогда. Но из этого правила есть исключение. Когда мы говорим о работе, то говорим о том, что там действуют правила делового этикета.
Так вот, деловой этикет подразумевает, что на руководителе лежат дополнительные обязанности. Всегда. И одна из этих обязанностей: указывать подчиненному на его ошибки. Причем не только в работе, но и в поведении с другими сотрудниками.
Потому что хорошие отношения в коллективе, конечно, начинаются с добросовестного выполнения рабочих обязанностей.
Но верно и обратное: поведение сотрудников, психологический климат, отношения между коллегами влияют на выполнение рабочих обязанностей, на процесс и качество результата.
Так что да. Придется вам провести разъяснительную беседу. При этом можно сослаться как на этику компании (если есть соответствующий документ), так и на правила этикета, потому что они распространяются на всех. Единственный важный момент: делать это нужно наедине.
Вопрос №3
Про собеседования. Одно антикафе, которому я веду продвижение и поэтому часто там бываю, ищет администратора, требования минимальные (главное – адекватность головы), формат подработки, бесплатное питание, неформальная обстановка. Часы работы указаны, обязанности и схема расчёта зарплаты тоже. Собеседование проходит в режиме чаепития со свободным рассказом о себе.
К ним стали приходить “у меня N детей, я буду отпрашиваться или приходить с ребёнком, если его не с кем оставить. Ведь у вас же не какая-то серьёзная работа, просто посидеть за деньги”.
Имеет ли смысл объяснять, что это тоже работа с соблюдением трудовой дисциплины, исполнением обязанностей, что присутствие детей сотрудника в рабочее время не рассматривается? (и всё это не потому, что люди злые и не хотят поддержать, а потому, что заведение не сможет функционировать и приносить прибыль).
Как соблюсти деловой этикет в таких случаях, когда понятно, что соискатель не подходит, свести к минимуму общение, не нарвавшись на негатив? Будет ли уместно предложить им приходить в качестве гостей?
Ответ:
А зачем? Если человеку нужно объяснять, что из себя представляет работа за деньги, то не надо ему этого объяснять. Вы ведь не волонтерскую позицию им предлагаете.
Более того, тем, кто считает, что делает одолжение (а это именно одолжение, если есть формулировка «просто посидеть за деньги»), не надо предлагать даже приходить в качестве гостей.
С такими людьми вообще не нужно иметь дела.
Я бы предложила сказать что-то вроде «большое спасибо, думаю, нам будет лучше, если вы посидите за деньги где-то в другом месте», но это уже будет выходить за рамки этикета. Поэтому можно просто сворачивать разговор, не задавая дополнительные вопросы и прощаясь с формулировкой «спасибо, мы вам позвоним».
Вопрос №4
Этикетно ли спросить публично ваше мнение о книге?
Вот такую нашла, если вы её читали, понравилась ли вам?
Книга «Искусство очаровывать незнакомцев».
Ответ:
Я не люблю давать отзывы на книги русскоязычных авторов, потому что всегда есть риск обидеть кого-то. Это во-первых.
А во-вторых, я пока не знаю ни одной книги из области, скажем широко, культуры коммуникаций, которую я могла бы с легким сердцем рекомендовать. Увы.
***
Всё на сегодня, мои дорогие любители этикета!
Спасибо вам за вопросы и любовь к хорошим манерам.
Ваша Мария Александровна. И коты.
(с) Мария Юдакова