Разбирайте ответы на вопросы:
Вопрос №1
Про интернет-этикет.
Очень часто после завершения онлайн-события все участники в чате начинают писать “Спасибо”.
В частности в MS Teams, это превращается в непрерывное трыньканье оповещений о сообщениях
Корректно ли организаторам просить не благодарить в чате их? Или достаточно просто после завершения события просто его скрывать в ленте Тимс?
Может есть ещё какие-либо нюансы этикета онлайн-мероприятий?Было бы интересно их услышать.
Ответ:
Основная идея общения в рабочих чатах (и на работе в целом) – не надо засорять эфир.
Ни тысячами «спасибо», которые превращаются в мусор.
Ни бесконечными уведомлениями о том, что очередное такое «спасибо» кто-то еще написал.
Организаторы могут и попросить, ничего страшного в этом нет.
А могут и скрыть событие, так быстрее и эффективнее.
А то просьбу обязательно кто-то не услышит.
Вопрос №2
Вы упомянули, что подарочный сертификат от магазина не всегда хороший подарок.
Если можно, подскажите общее правило, когда уместно дарить сертификат, а когда — не очень?. Спасибо!
Ответ:
Сертификат можно дарить, когда вы знаете, что человек рад будет получить сертификат. Это хороший подарок, но есть нюансы.
Женщине можно подарить сертификат условного рив гоша, и она найдет ему применение.
А мужчине? Уже сложнее, нужно хоть какой-то информацией о нем располагать. И нет, магазин бытовой техники – не всегда хорошая идея.
Кроме того, есть ситуации, когда необходимо самим подарком показать, что вы потратили на его выбор время и силы.
Например, когда человек для вас что-то сделал, и вы его хотите отблагодарить за услугу.
Он тратил время и силы – и вы потратьте.
Даже услуга – это один раз кому-то позвонить.
Мы никогда не оцениваем затраты другого человека (ни временнЫе, ни какие-либо еще), мы всегда оценивает только результат его усилий в нашей жизни.
У меня есть запись вебинара про подарки , там подробно освещена вся эта большая тема.
Вопрос №3 и вопрос №4
Скажите, как поступать, когда в гостях, например, разбил стакан / вазу, вообще испортил чужую вещь – предложить купить такое же, компенсировать деньгами, оплатить ремонт?
И если хозяйка я и испортили мою вещь, и предложили оплатить – можно ли соглашаться, или нужно отказаться?
Вопрос №4
В дополнению к вопросу о порче вещей.
Если испорчена одежда/обувь/что-то ещё, принадлежащее гостю (ну например, пока все чай пили, хозяйский кот в прихожей поразвлекался с ботинком гостя) – как в этом случае хозяевам поступить?
Ответ:
По этикету хозяева должны предложить компенсацию:
покупку новой такой же вещи, если она безнадежно испорчена.
Оплату ремонта или химчистки, если это может помочь.
Гости по этикету должны отказаться.
Как вы понимаете, если он не откажется, то придется оплачивать/покупать.
И пару обуви, в которой человек сможет добраться до дома, придется выдать. И если это будут сланцы, а не ботинки, то такси обязательно нужно оплатить.
Если испорчены вещи хозяев – тоже самое:
гости предлагают оплатить, хозяева отказываются.
Это правило всегда действует.
Если кто-то испортил что-то ваше, он предлагает компенсировать ущерб. А вы отказываетесь.
Почему?
Потому что, выходя из дома или приглашая гостей в дом, мы принимаем на себя различные риски.
Можно не принимать (риски), но для этого придется прекратить всякое общение с людьми.
Вопрос №5
Задали вопрос про “спасибо” в чатах, а меня интересует ответ “спасибо” в повседневной рабочей переписке.
Ты что-то сделал или тебе что-то сделали, в рамках своих должностных обязанностей, ничего сверхъестественного и в ответ получаешь спасибо.
В устной речи было бы уместно, но почту захламляет ужасно.
Я сама стараюсь не писать и, скорее всего, никто этого и не заметит, но какой-то червяк сомнений меня гложет.
Ответ:
А в рабочей почте так принято, к сожалению.
К сожалению – потому что это действительно захламляет почту.
Что делать?
Если в компании все друг друга благодарят, то придется и вам тоже. Если нет – можно не заморачиваться.
Но вы помните – всегда можно договориться.
В своем отделе, во всей компании, если она небольшая, с людьми, которые постоянно с вами работают, можно договориться о том, что вы очень друг другу благодарны всегда и писать это лишний раз не нужно.
Вопрос №6
Про загар в городе.
С одной стороны город для людей, и уж раз мы тут живём, то и отчего бы не загорать в парках, а также всякие пикники на травке.
С другой стороны куча возмущений от других горожан: “что в трусах, это вам не пляж тут”.
Но ведь лето, и пляжи так-то тоже жители себе организуют сами.
В контекст упирается, но ведь и создать его можно.
Если ты один в парке в трусах, то наверное неуместно.
Но если вас уже пять таких, то это ваше решение, как жителей района использовать парк, как место для загара…
В общем, хочу прояснить для себя вопрос городских пространств и оголенного дресскода.
Ответ:
С точки зрения этикета загорать и ходить в купальнике уместно только на пляже.
Пляж – это там, где есть табличка «пляж» или есть ярко выраженный пляж, а не там, где жители района решили, что у них будет пляж.
Ярко выраженные пляжи обычно располагаются на берегах озер, рек и морей и, как правило, окружены курортными или относительно курортными городами и районами.
В Солнечном – пляж. В Таврическом саду – не пляж. Почему так? Потому что в этикете есть понятие «привлекательность поведения». Можно – еще не значит хорошо.
А отсутствие прямого запрета не означает автоматически, что что-то делать хорошо и правильно, и надо незамедлительно приступать.
Можно ли присоединиться к группе людей, которая организовала себе пляж там, где получилось? Ведь они создали собой определенный контекст. Можно. Но к этикету это не имеет никакого отношения.
Вопрос №7
Про написание слова “вы” в качестве обращения. Верно ли, что нынче его пишут с маленькой буквы?
Ответ:
Да, уже давно пишут с маленькой буквы.
***Всё на сегодня, мои дорогие любители этикета.
Спасибо вам за вопросы, на мой взгляд, сегодняшний выпуск просто огонь.
Мария Юдакова