Об этикете собеседований, обсудим очные интервью:
• Собеседование в офисе проходит по тем же правилам, что и любая другая деловая встреча. 
То есть приходить надо за 5 – 10 минут. Успеете раздеться и посетить туалет, осмотреться в переговорке. 
Приходить за полчаса означает не особенную старательность, а неумение рассчитать время на дорогу. В результате чего вы обременяете дополнительными заботами, как минимум секретаря приемной.
• На собеседование вовремя приходят все, кто в нем участвует. Генерального директора это тоже касается. 
• И только те, о ком кандидата предупредили заранее. 
Заявить, что второй этап будет проводить начальник отдела и созвать на встречу еще десяток человек, забыв их представить, – идея очень плохая. 
• От того, что вы таки не забыли их представить, намного лучше она не становится. 
Начальник отдела по дороге решил, что захватит с собой заместителя, профильного спеца, и сразу службу безопасности?
 
Очень надеюсь, что кандидаты к нему будут приходить исключительно в сопровождении мамы.
• А если мы в ходе встречи поняли, что надо еще кого-то позвать, потому что мы не справляемся? 
Или что кандидат такой классный, надо хватать, а гендир уезжает в командировку и будет снова только через две недели? 
Но вот сейчас он может… – Что нам делать? 
Объяснить, кого, зачем/почему вы хотите пригласить и спросить у кандидата, готов ли он к этому.
И что, кандидат может отказаться? 
Да, может. Это повлияет на ваши выводы о нем, но на собеседовании кандидат может отказаться от всего, принуждать никого ни к чему нельзя. 
• Зачем такие сложности? Что, мы будем тратить время на ожидание? 
У нас все специалисты очень сильно загружены. 
А потом эти загруженные специалисты сидят на собеседовании, уткнувшись в телефон. Демонстрируют кандидату, что им на него наплевать. А заодно и то, что штат компании можно без потерь сократить вдвое.
• А если у меня очень важная работа, и я не могу отложить телефон на тридцать минут? 
Самая важная работа во время собеседования – это проведение собеседования. И потом, кого вы пытаетесь обмануть, все мы на совещаниях сидели и знаем, для чего там на самом деле телефон. 
• Обязателен ли на собеседовании small talk? 
Нет, но крайне желателен. Это отличный инструмент, позволяющий участникам многое узнать друг о друге. Хорошо бы им воспользоваться.
• Если на собеседовании происходит какая-то дичь, я могу встать и уйти? 
Скажем так: поблагодарить за уделенное время, попрощаться, встать и уйти.
Что это может быть за дичь? 
Несколько кандидатов, приглашенных на одно время, хамское поведение представителей работодателей, бл*дские вопросы и т.п. 
• У собеседования, как и у любой деловой встречи, должен быть результат. 
В данном случае этим результатом является согласование дальнейших действий. 
Не «мы вам позвоним», а «мы позвоним в такой-то срок». 
Совсем хорошо было бы сразу предупредить кандидата, что отсутствие звонка по умолчанию означает отказ. 
А вот в случае положительного решения мы *дальнейшие действия* (пригласим вас на следующий этап /нужно будет пройти проверку СБ /пришлем вам оффер).
Или будьте готовы отвечать на вопросы вида «могу ли я вас сам позвонить/написать». 
В данном случае они будут вполне уместны.
Мария Юдакова

