Почему жить по нормам этикета выгодно?

Почему жить по нормам этикета выгодно?

О родственных встречах и нейтральных темах общения,
скрытых выгодах соблюдения правил этикета,
необходимости жить по традициям в коллективе,
зонах для курения в общественных местах,
копии адреса в деловом письме

Вопрос №1
Как себя вести, если при встрече родственников за столом начинается обсуждение вопроса, в котором я ничего не смыслю?
Например, все начинают обсуждать что-то про автомобили, а я не вожу, ничего в этом не понимаю (все знают, что не вожу и не понимаю).
Мне приходит в голову встать и уйти или уткнуться в телефон, но оба варианта плохи, поэтому каждый раз отчаянно скучаю. Что делать в такой ситуации?

Ответ:
Умение вести общую беседу так, чтобы всем присутствующим было интересно, – это большое и сложное искусство.
Почти никто им не владеет.

Я в целом придерживаюсь мнения, что до тех пор, пока никто не пристает с вопросами «а што ты не ешь холодец» или «когда выйдешь замуж», всё идет просто отлично.
Пока окружающие говорят о том, в чем вы ничего не понимаете, можно сидеть и думать о своем, есть еду, выпить вина. Всё вместе это может быть даже довольно интересно.

Вопрос №2
Приехали родственники в гости в частный дом, выходим все во двор подышать.
Гости (пожилые, намного старше меня) начинают громко обсуждать, что нравится/не нравится в домах соседей: этот забор нормальный, эта беседка ужасна и т.д.
А я стою рядом и молча сгораю от стыда: громкие комментарии пожилых родственников слышит, наверное, весь наш поселок. Скажите, пожалуйста, как лучше было поступить в такой ситуации? Спасибо.

Ответ:
Гостям можно сказать «ребята, у нас тут по вечерам такая слышимость, голоса разносятся по всей деревне».
И в ответ на их удивление удивиться тоже: им ведь было бы неприятно слышать такое о своем доме. И, конечно, они бы не хотели, чтобы другие люди услышали нелестные отзывы о своих домах.

Вопрос №3
?Как аргуметировать близкому человеку ценность/важность/нужность этикета в общественных местах?
Близкий человек частенько ведет себя вызывающе.
В общественных местах, например мы с ним сидим в кафе и он смотрит видео на телефоне со звуком через динамик с аргументацией: “а чего такого, нигде не сказано, что я так делать не могу”.

Ответ:
С этикетом всё очень просто: никто никогда не поймет, какие мы хорошие люди, если мы не умеем себя вести.
Более того, всем глубоко наплевать, какие мы на самом деле чудесные, если мы не учитываем окружающих.
Смотрим в кафе видео, не надев наушники.
Курим рядом с семьей с маленьким ребенком.
Орем на собеседника, когда говорим по телефону в лифте.
Не убираем вклады своей собаки с тротуара.
Опаздываем на встречи без предупреждения и уважительных причин.

Во-первых, надо ответить себе на вопрос, нравятся ли они нам.

А во-вторых, даже те, кто слово «непосредственная» используют, как комплимент, а не как диагноз, почему-то не любят, когда окружающие не видят в них людей.

Вопрос №4
Вот организация, люди в ней работают. И вроде бы как негласная традиция скидываться на подарок вышестоящим руководителям (ну как, не сильно выше, на полступеньки). Вроде бы добровольно, разумеется.
В ответ никто из вышестоящего руководства никогда и ни по каким поводам сотрудников не поздравляет, даже устно, не говоря уже о хотя бы конфетах и дежурных букетах. Премии ни в честь дней рождения, ни в честь юбилея не приняты.
Будет ли вообще как-то возможно послать ко всем чертям желание части коллег скинуться на очередной веник и сертификат Рив Гош, простиоосспади? И насколько это всё вообще нормально?

Ответ:
Скидываться на подарки руководителю – в целом нормальная традиция, ничего плохого в ней нет. То, что при этом руководители не участвуют в поздравлениях сотрудников, выглядит хм несколько негармонично.
Но вот отказаться участвовать в поздравлениях – значит увеличить финансовую нагрузку на других коллег. А это непременно скажется на отношениях с коллективом.

И в целом: в коллективе существует вот такая традиция. Со стороны она выглядит странно. И вообще она странная. Но раз уж вы внутри и хотите быть частью коллектива, придется ее соблюдать.

Вопрос №5
Сегодня были на летней террасе с ребёнком в коляске. За соседний стол села пара. Дама курила и дым шёл в нашу сторону. Благо были свободные места и мы пересели.
Когда я откатывала коляску и наткнулась на взгляд этой пары, то сказала коротко «из-за сигаретного дыма».
Потом пара долго и громко вслух возмущалась и комментировала что-то про выхлопные газы. Мы с ними в контакт не вступали, были заняты своими делами.
Вопрос: что и как можно было сделать?
Если имеет значение, дело происходило в Голландии.

Ответ:
Я, к сожалению, не знакома с культурными нормами и законами Голландии. Поэтому будет исходить из общих правил.

Из вашего поста можно сделать вывод, что там можно курить на террасах ресторанов. То есть когда вы выбираете сидеть на террасе, вы берете на себя риск, что кто-то рядом будет курить.
На месте этой пары я бы, конечно, села подальше от людей с ребенком. Но мы ведь не можем требовать от чужих людей, чтобы они о нас думали.
Обязанность каждого взрослого человека заботиться о своем здоровье и комфорте самостоятельно.
Что вы и сделали, когда пересели за другой столик. Ну, а что там они сидели комментировали, это уже не ваша история.

В тот момент, когда они сели рядом и закурили, всё уже было понятно. И можно было не говорить им, почему вы пересаживаетесь. Не их дело.

Вопрос №6
О правилах корпоративной переписки.
К примеру, коллега №1 пишет какой-то запрос коллеге №2.
Коллега №2 отвечает, что этот вопрос вне его компетенции, обращайтесь к сотруднику №3, его адрес в копии данного письма.

Следует ли из этого, что тот компетентный сотрудник №3 в копии должен сразу после включения в переписку вступить в диалог с вопрошающим, или возможно тратить своё время на ответ только после получения нового письма/звонка от инициатора запроса?

Поясню – в нашей конторе из-за постоянной ротации персонала и общей атмосферы лёгкого пофигизма, подобные переписки по несколько раз на дню случаются, и мне порой кажется, что раз человек не переспросил, когда ему пальцем на меня показали, значит ему не так уж и нужен был ответ.

Справедливости ради, помимо таких вот запросов, основных задач висит овердохрена. Но допускаю, что в этих ситуациях мой эгоцентризм несколько расплёскивается на соседей.

Ответ:
Человек, которого поставили в копию в письме, – свидетель, а не участник действия.
Коллега №1 теперь знает, к кому надо обращаться с тем или иным вопросом? Знает. Надо будет – обратится напрямую, адрес есть.

***Всё на сегодня, мои дорогие любители этикета.
Мы с Петром желаем вам хороших выходных.
Мария Юдакова