Друг сегодня написал: «Какие мысли, что делать?»
Хотела бы я знать, что делать, кроме как подвывать от ужаса, – подумала я. Но ответила другое.
И, следуя собственному совету, продолжу делать то немногое, что могу: уменьшать количество хаоса на вверенном мне участке мира. В конце концов этикет именно об этом.
Поэтому продолжим про этикет и собеседования.
О чем, как и зачем говорить время интервью:
О чем√
Уважаемые соискатели, прежде чем приступить к поиску работу, пожалуйста, прочтите внимательно раздел «конфиденциальность» или “допсоглашение” к своему трудовому договору, в котором вы обязались хранить конфиденциальность определенной информации.
Это для того, чтобы увлекшись рассказом о славном опыте работы, величайших достижениях, свершениях и победах, не 3,14здануть лишнего.
Уважаемые работодатели, кандидат порой не только имеет право, но и обязан не отвечать на какие-то ваши вопросы.
Пожалуйста, не давите на него и не превращайте собеседование в допрос.
Можно ли рассказывать/спрашивать об отношениях в текущем/прежнем коллективе?
Можно и нужно. Вдруг для вас важно найти на новой работе друзей, а в компании, куда вы устраиваетесь на работу, любые нерабочие отношения строжайше запрещены.
Или наоборот: походы в паб по пятницам являются неотъемлемой частью корпоративной культуры. А вам проводить время с коллегами вне работы убеждения не позволяют.
√ Что говорить о причинах увольнения/поиска новой работы?
Этот вопрос возникает, когда не хочется/нельзя говорить правду. Придумайте причину, которая будет всем понятна.
Не «меня уволили за то, что я переспала с шефом *женат, трое детей* и всем об этом рассказала», а «у меня цель развиваться вот в этом направлении».
Да, порой можно не то чтобы врать, но говорить не всю правду. Потому что работодатель ждет не честности, а адекватности. Для того эти вопросы и задают.
√ А что мне делать, когда работодатель спрашивает меня о семье?
Замужем ли я, есть ли дети, планирую или нет.
Про детей: работодатель имеет право знать, есть ли у соискателя дети. Это влияет на порядок увольнения, льготы и т.д. И получить эту информацию он может только от соискателя.
Так что вопрос правомерный.
А вот вопросы вида «а почему нет», «а чо так много», «а чо так поздно/рано/все семеро от разных мужей» остаются бл*дскими и на собеседовании тоже.
Вопросы про замужем/не замужем – это сбор информации, и это ок.
А вот вопрос про то, планируете ли вы рожать [еще] – уже такое себе. Большинство женщин рожают детей. И порой они это не планируют.
Выводы о том, собирается ли кандидат в ближайшие месяцы отправиться в декрет, опытные специалисты делают на основании другой информации, и, если вы на это не способны, нужно прокачивать навыки, уж простите.
√ А что отвечать на вопросы «вы снимаете квартиру или у вас своя?», «на какие деньги вы живете, если уже полгода не работаете» и т.п.
Как вы помните, вопросы про деньги (доходы, расходы, имущество и пр.) с точки зрения этикета неуместны никогда. И вы имеете право на них не отвечать.
И нет, я не знаю, почему работодатели до сих пор любят их задавать. Хотя, конечно, работники с ипотекой – самые лучшие, кто бы спорил.
√ На прошлой работе меня подвергали моббингу, можно об этом рассказывать?
Можно и нужно, и на собеседовании в том числе. Про травлю вообще нельзя молчать никогда. Но если говорить об этом у вас нет сил, то, конечно, вы имеете на это право.
√ А вот если на предыдущем месте работы у вас не сложились отношения с руководителем/с кем-то из коллег в силу разных представлений о прекрасном, об этом лучше рассказать терапевту, а не возможному работодателю.
√ Участники процесса должны заранее готовить список вопросов. При этом, если все хорошо подготовились и не отвлекаются на происходящее в мобильном телефоне, большинство из этих вопросов задавать не придется, вы получите ответы в ходе беседы.
√ А вопросы о хобби, свободном времени, увлечениях – что на них отвечать. И можно ли их задавать?
Отвечать правду. Задавать можно и нужно.
И даже если у вас никакого хобби, об этом тоже можно говорить.
У меня вот никакого хобби нет. Я не умею вязать, не хожу на танцы или в походы. В свободное время стараюсь как можно лучше лежать. Потому что я много работаю и много учусь, ни на что другое времени и сил у меня уже не остается.
Как любая беседа с незнакомым человеком – это стресс.
Собеседование – это огромный стресс для большинства людей, и для представителей работодателя в том числе.
Именно поэтому нам так важно быть друг с другом вежливыми и деликатными.
Видите, что человек замешкался, нервничает, не знает, что ответить на вопрос?
Уберите с лица выражение преподавателя на госэкзамене, смените тему разговора.
Вы кандидат, вам задали глупый /грубый /слишком личный с вашей точки зрения вопрос.
Не нужно сразу спускать всех собак, вежливо скажите, что вы не будете отвечать, потому что это не имеет отношения к делу/конфиденциально/не хотите.
Да, так можно было.
С вами перешли на «ты» с порога, потому что в компании так принято? Вы можете сказать, что вам удобнее на «вы».
В конце концов, кандидат не часть команды.
На общение с ним распространяются правила глобального контекста, а не локального. В целом все правила ведения small talk обеим сторонам во время собеседования очень сильно пригодятся.
Заботьтесь не только о себе, но и том, чтобы снять с собеседника часть напряжения. Особенно если вы представитель работодателя.
Зачем?
Чтобы понять, подходите вы друг другу или нет.
Конечно, есть анкеты.
И сегодня все проверяют соцсети.
И тестовые задания кандидаты делают, и рекомендательные письма можно почитать.
При этом, даже во время личной встречи легко ошибиться и сделать неверные выводы друг о друге. Именно поэтому так важно быть внимательными друг к другу.
На сегодня всё
Мария Юдакова