– Как перестать раздавать бесплатно, от щедрой души налево и направо всё, чего много, что восполнимо. Кажется, что его так много, с меня же не убудет?
– Что мешает сейчас не раздавать бесплатно?
– Наверное, осознание того, что мне ничего не стоит. Хотя когда начинаешь считать… Отдал один кирпичик, пошел кому-то отнес, это может быть ничего не стоит, но когда таких раздал 200 кирпичей, уже и лапки и хвост отваливается…
– И в связи с этим, что же мешает сейчас не давать это бесплатно? Что мешает брать за это деньги?
– Ну я же приличный, добрый человек, мне же нужно нести в массы добро, свет и счастье, как можно за это брать деньги?
– Дело вот в чем:
если есть ценность того, что я раздаю, то включается обмен “давать-брать”, запускается производственный цикл.
Если я раздаю без обмена «давать-брать», то это не включено в производственный цикл.
Как будто у нас на складах дофига каких-то товарных запасов, и мы раздаем это направо и налево.
Но даже если мы как предприятие, у которого на складах много запасов, отдавать их бесплатно не совсем целесообразно, да?
Мы же можем их продать, обменять.
Важно посмотреть на эту ситуацию с прагматичного бухгалтерского подхода.
Если мы что-то отдаем, ничего якобы не получая взамен, то что мы делаем? Мы вгоняем людей в долг.
Те, кому мы отдаём что-то просто так, становятся нам должны. Таким образом, сейчас вокруг вас, если вы щедро отдаете, очень много должников.
– Слушайте, мне в голову пришла в голову мысль, это в каком-то даже смысле мерзко и манипулятивно! Потому что если мы договорились, что они мне отдают деньгами – то ок, и мы все разошлись.
– Да, поэтому имеет смысл, когда вы снова захотите оказать услугу бесплатно, хотя бы про себя проговаривать, мол, а взамен я хочу потом от этого человека получить то-то.
И тогда через практику подхода «давать-брать» у вас начинает вырисовываться ценность того, что вы делаете. И это хорошо, когда вы внутри себя начинаете такие экономические отношения.
– Знаете, одна мысль мне кажется важной. Я только в последний год смогла платить за знания (вебинары, курсы и т.д.), раньше я как-то пыталась найти бесплатно, возможно, не всегда хорошим способом. И в этот год я дозрела платить за это деньги, поняла, что это обмен взрослых.
Когда я хочу чтобы меня бесплатно научили, рассказали, это я дитятко, я ищу себе учителя, человека который в меня вложится, я же такая хорошая. А если я плачу за это деньги, значит мы взрослые люди, мы договариваемся об обмене.
– Да, и я тогда могу требовать. Если я отдаю что-то, что имеет для меня ценность, то я начинаю более четко видеть неравные обмены и передоговариваться, если ценности не равны.
Но, если мы обесцениваем свои услуги и раздаём «просто так», то надо понимать, это никогда не просто так, никогда не бесплатно, мы просто загоняем людей в долги.
Взрослые люди это хорошо чувствуют, взрослые люди не любят быть должными.
Это очень трудно нести такой долг, когда человек тебе дает, дает, дает, а ты не можешь отдать. Непроговоренность обмена на входе приводит к косым коммуникациям впоследствии.
(с) Валентина Габышева