Про чтение и детей.
Часто спрашивают, как учить ребенка читать?
Моё мнение, что буквы нужно учить в возрасте от полутора лет до трех, а с трех учить читать.
Самое главное – научить ребенка читать про себя до школы. Потому что если он сразу начнет читать в школе вслух по слогам, он рискует не научиться нормально читать никогда.
Слоговое чтение – зло.
Обучение чтению с чтения вслух – зло.
Как дети учат буквы в два года?
Ногами.
Вы рисуете ему их на асфальте, он по ним ходит, а вы проговариваете.
На кубиках.
Учтите, что варианты типа “а – арбуз” – провал. Потому что ударная там “У”.
На “А”: аист, ангел. Ударная буква должна звучать.
Согласные нужно учить как звуки. “Б”, а не “Бэ”.
Потом, когда ребенок поймет, что у людей есть полные имена (Александр) и уменьшительные (Саша), ему нужно объяснить, что у согласных есть полные имена, “по паспорту”, и то имя, которым мы букву зовем, когда встречаемся с ней. Мы же другу говорим “привет, Саш”. Так и буква в слове – “баба”, а не “бэабэа”. А в алфавите она “Бэ”.
После того, как ребенок способен показать на кубике букву, которую вы называете, и сложить из кубиков слово, которое вы на бумажке написали печатными буквами, можно приступать ко второму этапу.
К этому времени вы уже давно читаете ребенку вслух.
Вот интересно, что родители часто хотят, чтобы их дети читали, а сами читать ненавидят.
Не будут ваши дети читать, если вы не читаете, простите…
Чтение книжки ребенку вслух – это ваше время вместе, это ваш ритуал близости. Если нет близости, есть насилие.
Он не будет читать, если с самого начала книжка это насилие. Но обычно дети в возрасте 2-3 лет очень любят делать всё с родителями, так что проблем приучить ребенка к тому, что вы ему читаете, не возникнет.
Да, это все работает с теми детьми, которым вы не дали гаджет. Если он с 8 месяцев ест с мультиками, он не будет читать никогда.
Так вот.
Если вы приучили ребенка к тому, что вы читаете ему книжку, а он выучил буквы, вы начинаете водить пальцем по строчкам, когда читаете. И делаете так некоторое время.
Потом берете его палец и водите его пальцем.
А потом просите его помочь вам читать, водить пальцем, чтобы вы читали.
И он водит.
И вот вы читаете, он водит. Вы читаете равномерно. И в какой-то момент ррррраз – и ускорились. Как только палец дернулся вслед за вами – всё, он читает!
В этом месте родители обычно страшно радуются и говорят “теперь читай сам”. Это ошибка. Продолжайте читать ребенку книги вслух столько, сколько нужно. Хоть до совершеннолетия.
Не надо манипулировать ребенком в стиле “дочитаю до интересного места и скажу, что некогда, он сам дочитает”. Не надо врать.
Но и читать не мешайте.
Если он без вас прочтет – похвалите его и спросите, откуда сегодня читать (или, может, другую книгу уже).
Читайте детям те книги, которые дети хотят. Не читайте им то, что считаете нужным. Родители убивают желание детей иметь дело с книгами своими вкусами. Помните, что вы читаете для ребенка.
Возможно, в школьном возрасте он принесет вам читать программу по литературе. Читайте.
Встретила мысль в книге у Шамиля Ахмадуллина, что ребенок, когда читает фразу “кот пьёт молоко”, представляет сначала кота (который, возможно, идет в траве).
Потом “пьет” – что-то жидкое или как он сам что-то пьет.
И потом отдельно “молоко”.
А потом отменяет эти все образы и представляет кота, пьющего молоко.
Поэтому дети, которые читают медленно, часто отвлекаются.
У них возникают образы не о том, что в тексте, и они уходят за этими образами. Кот в траве – лето – каникулы – велик – окрик мамы: “Опять ворон считаешь”?
У детей очень хорошо работает воображение, они представляют быстро и объемно. Конечно, речь идет о тех детях, мозг которых не сломан гаджетом, я об этом писала много раз. Когда ребенок с детства получает готовый зрительный образ (мультик, компьютерные игры), то его мозг плохо делает образы из слов.
Поэтому для детей учебники должны быть написаны простым, понятным языком, знакомыми словами, вызывающими образы.
Помню, у моего ребенка учебник по зарубежной истории в восьмом классе был написан таким чудовищным канцеляритом, что я теряла смысл написанного. При этом учебник российской истории других авторов был нормальный.
Так вот. Ребенка нужно учить читать быстро, а для этого надо научить его читать про себя.
Здесь у меня спрашивают:
– Когда учить читать вслух?
– А к школе. Лет в 6-7. Учим сразу читать с выражением, по ролям. Чтобы понятно было, зачем это нужно. В этом случае ребенок читает уже целым словом, и сначала читает его про себя, потом проговаривает.
Работая с детьми в детском доме, я заметила, что они при чтении вслух не буферизируют данные.
То есть они читают то, что видят в данный момент их глаза и не запоминают, что прочли. “Жи-ли-бы-ли-дед-и-ба-ба-бы-ла-у-них-ку-роч-ка-ря-ба-од-наж-ды”… – читает мне ребенок.
“Стоп, – говорю. – Скажи, что ты прочел.”
Непонимающие глаза. Что говорить? Еще что-то говорить надо? Я же прочел!
Т.е. чтение для таких детей – это самоцель, как пение. Понимать не надо, запоминать не надо. “Что вижу то пою”. И поэтому у них с математикой проблемы – они задачу не могут прочесть.
В общем, моя программа была не для скорочтения, а для нормализации чтения. Моя задача была научить ребенка читать вслух со скоростью, с которой он говорит, а про себя – хотя бы в полтора раза быстрее (это, кстати обычный школьный норматив). Я разработала программу для этого, и она хорошо работала. Но это не скорочтение, это 200-300 слов в минуту при чтении про себя.
Самая сложная штука – привитие вкуса ребенку. Пока у него нет вкуса, читайте ему хорошие, проверенные временем детские вещи. Когда у него появится свой вкус, читайте то, что он хочет. Если вам это совсем не нравится, договаривайтесь.
С раннего возраста покупайте хорошие, качественно иллюстрированные книги. И не отдавайте их, когда ребенок потеряет к ним интерес.
Отдайте, когда он совсем вырастет и женится (если он не захочет их забрать).
Когда я вижу посты родителей типа “мы из этих книжек выросли, продаем” – у меня сердце кровью обливается. Это ребенкины книжки. Это его друзья. Если вы раздаете его друзей, он не будет их любить. Зачем любить того, с кем придется прощаться? Когда родители отдают “ненужные” книжки, дети книги не ценят: бросают, забывают, рвут. Мне вообще очень странно, что родители перепродают книги детей. Ведь дети перечитывают книги по нескольку раз. Даже самые малышовые. А тут “мы выросли”. Вы, может, и выросли, а ваш ребенок в 14 лет в ностальгию впадет и про курочку рябу перечитает. И вспомнит, как на коленках сидел и как от вас пирогом пахло.
Ещё один провал – сразу читать книги с читалки.
Читалка – это лет в 10-12. А в 2-8 лет очень важны хорошие иллюстрации. Один папа мне с гордостью заявил, что его дочка на читалке училась читать и теперь вот в шесть лет на ней читает. Папам вообще часто кажется, что если ребенок что-то делает с гаджета, это значит, что ребенок развитый. Но это не так. Это значит, что ребенок портит глаза (планшет) или лишен возможности развивать художественный вкус (электронная книжка).
Метод с пальцем не мой. Вычитала у кого-то и, к сожалению, не помню, у кого.
Кстати, именно так учатся читать дети, которые “сами научились” – учили читать старшего брата/сестру, а младший крутился рядом и следил. И читал про себя, чтобы старшему не мешать.
Когда ребенок читает про себя, как проверить, что он прочитал?
Никак.
То что он прочитал, касается только его и никого больше. Отношения с книгами – его личное дело. Родители лезут со своими расспросами и нарушают интимность.
Исключение – тексты для проверки скорости чтения, там вопросы есть. Или параграф по устному предмету, там тоже вопросы. Эти вопросы содержит сама книга, а не вы придумываете.
Хорошо, если ребенок хочет с вами обсудить прочитанное. А если нет – ну, как говорится, штош.
(с) Ольга Златогорская
Как учить читать. И знаменитый в узких кругах “метод с пальцем”.
25 января 2021г.
Фото: Rod Long, Unsplash