Мало у кого из студентов есть реальные представления о том, сколько надо вкладывать и трудиться, чтобы попасть туда, куда они хотят попасть. Большинство ставит невероятно амбициозные цели – и не понимает, насколько они амбициозны.
Например: «Хочу понимать, что говорят».
Офигеть, но ведь это и значит фактически выучить весь язык плюс отдельно натренировать уши (если под «говорят» мы не имеем в виду две фразы отельной обслуги).
Многие заявляют: «Нам не надо ничего сложного! Нам бы просто бытовую речь!».
Но не представляют, что это, увы, чуть ли не самое сложное, что есть.
Или, наоборот, хотят публичных выступлений и межкультурных коммуникаций, но почему-то уверены, что регулярного чтения одной странички на ночь как раз должно для этого хватить.
Пример из практики.
Разговариваю с клиентом, который является коллегой по уровню образования, просто не работает, как лингвист, однако пользуется языком ежедневно.
Я предлагаю краткосрочные программы по public speaking – и клиент мягко отвергает это предложение, заявляя, что такое он уже пробовал, но эффекта нет.
После небольшого расследования выясняется, что под «краткосрочными программами» он понимает групповые мастер-классы от 6 часов до двух дней, а я – регулярные занятия с коучем сроком от 3 до 9 месяцев с последующими очными МК в разных школах Европы и Великобритании.
Запросы у клиента – лестница в небо, но он уверен, что туда должен ходить удобный, дешевый, скоростной трамвай.
И так – большинство.
Но это даже не главное.
Есть еще более важная штука.
Еще меньше студентов видят, что за необходимостью трудиться и вкладываться в изучение английского языка открывается еще более базовая, но глубоко чуждая нам необходимость создать для этого подходящие условия.
То есть активно и безоценочно подумать над тем,
как преобразовать жизнь,
переставить приоритеты и
обеспечить себе возможность заниматься языком.
Деятельно реорганизовать время и пространство под новую задачу.
А если совсем честно, то реорганизовать еще и сознание.
За 7 (семь) лет работы я встретила буквально считанных людей, которые были готовы – с моей консультационной помощью или сами – пуститься в процесс, но не по изучению языка и даже не по поиску наиболее приемлемой / эффективной формы!
А в процесс исследования своих истинных потребностей и ограничений для того, чтобы изучение языка могло состояться именно для них, с учетом всех их интимных выпуклостей и впуклостей.
Пример создания специальных условий из моей жизни.
У меня многолетние сложные отношения с физической активностью.
После истории с киношколой и последующим пике ментального здоровья, физическая активность на год выпала из зоны моего внимания. Наконец, у меня накопилось достаточно фрустрации и мужества заново взяться за это дело.
Каковы были мои действия с учетом того, что спортивный клуб рядом с домом закрыли еще полтора года назад?
Я проанализировала все, в которые мне неудобно добираться, выбрала самый дешевый из подходящих, и заложила еще столько же в бюджет на такси, как минимум, до весны.
Потому что в текущем состоянии ехать в клуб общественным транспортом означало бы лишь потратить все имеющиеся силы еще до начала тренировки и получить еще больше фрустрации.
И – нет, прогулки по скользкой поверхности с зажатой шеей и рваным коленом мне в качестве активности не подходят категорически.
Поэтому я плачу деньги за возможность приехать зимой в клуб и походить полчаса ровным шагом в контролируемой температуре и в легкой обуви.
Такова моя личная текущая реальность, и я не могу сказать, что мне вся эта канитель психологически комфортна.
Ни степень накопленной усталости, ни состояние тела, ни финансовые траты, ни адские пробки, которые всегда подстерегают меня в центре Москвы. Ничто из этого. Но таковы мои приоритеты на текущий момент.
Это и есть: создать условия для того, чтобы лично для меня было возможно делать то, что я считаю для себя же необходимым. В чем сейчас лежит мой основной приоритет.
Видите разницу?
Можно орать, ругать, понукать, винить, заставлять и бесконечно проигрывать в этой войне.
Лелеять идею о том, что я обязана надевать шубу с сапогами и мрачно нахаживать свои 10 тыс шагов через метель, гололед и прошибающий пот, – и проклинать себя последними словами за то, что я не могу заставить себя это делать.
Можно поставить себя в центр событий и сделать отправной точкой простое признание:
«Мне это не подходит. Мне страшно упасть, мне жарко, мне холодно, мне некогда. Для меня это не работает».
Когда я еду в специальное место, где, кроме спорта, нечем заниматься, и добираюсь туда свеженькая, то я без единого возражения и эмоции полчаса хожу по дорожке, еще 15 минут кручу педали, и еще 15 – бегаю на эллипсе.
Я не трачу никакой энергии ни на что вокруг.
Кстати, недели три назад цифры были другие и на такси я ездила в обе стороны, так было мало сил.
Теперь меня хватает уже и на целый час кардио, и на дорогу домой своим ходом.
Это очень быстро происходит, если не тратить слишком много сил на преодоление.
Какие выборы делает основная масса людей в ситуации:
а) ошибочно представляю себе объем и качество необходимых вложений;
б) не осознаю необходимость и не готов перекроить сознание, финансовые потоки, расписание, приоритеты?
Они выбирают заниматься «хоть как-то», делать «хоть что-то» – и на годы уходят в хаотичное плавание, где в вольной комбинации присутствуют любые виды деятельности, совершаемые без связи друг с другом и без анализа усилий и результата.
Не говоря уж об анализе того, насколько конкретному человеку «хорошо» или «плохо» от того, что он творит в языке.
С одной стороны, это разумно, и местами спасительно, несмотря на все, что я сказала выше.
Да, иногда бывает, что никак, и в этом «никак» сделать любой шаг в сторону «как-то» – уже мужество и позитив.
Но тогда в этом «как-то» должно происходить кое-что еще.
Во-первых, корректировка целей.
Если цели амбициозные, а средства копеечные, разочарование неизбежно.
Умножать копеечные средства по принципу: «надо больше и регулярнее» вряд ли стоит, потому что они дефектные в корне, и ваша дисциплина здесь ни при чем.
Во-вторых, мониторинг происходящего и постоянный поиск других, лучших возможностей.
Должна быть ясность в том, что «как-то» может быть только временным, особенно, если цели не планируют снижаться.
Какие действия дают какие результаты,
как мне лучше заходит,
сколько и чего мне надо, чтобы получилось то, что я хочу,
как мне нужно не только учиться, но и отдыхать от учебы, чтобы все это уложилось, – вот эта история.
Если такие вопросы не задаются себе, психологам, консультантам вроде меня и преподавателям,
если внутри нет стремления к выделению больших ресурсов для организации по-настоящему качественной учебы,
то это «как-то» изучение будет длиться годами, не принося практически ничего, кроме изумления и чувства вины.
То, что вы потратите на преодоление – нет, не лени, а естественных потребностей, – оставит вам непоправимо мало сил и внимания непосредственно на предмет.
Зато отлично закрепит в голове связку: «английский – это чертова дыра, куда вечно уходит прорва сил с мизерными результатами».
Что, как я погляжу, у большинства и происходит.
Из этой точки все ставки делаются на ложные представления о дисциплине, памяти и прочих характеристиках, которые якобы у вас хромают на обе ноги. На самом деле, это миф.
Практически никто из взрослых людей не занимается так много и регулярно, как вы пытаетесь себя заставить (или как вы можете и должны согласно вашим представлениям), не создав для этого благоприятных условий.
Не попрощавшись с другими мечтами.
Не передав кому-то какие-то обязательства.
Не вызвав, возможно, гнев, возмущение или просто недовольство у своих родных, которые теперь вместо вас гуляют с собакой или – о, ужас, – сами соображают себе какой-то ужин.
Не перестроив сознание так, чтобы прекратить воспринимать естественный отказ от постоянной работы через силу, как блажь.
Не бывает такого.
Либо все крутятся, как белка в колесе, ругая себя за неспособность добежать по этому колесу до олимпийского золота, либо слезают и, пошатываясь, начинают раздвигать непосильные требования, обязанности, ожидания и прочую муть.
Другой пример из практики.
Клиентка живет в Германии более 20 лет, немецкий – практически родной.
Был выучен с нуля сразу после эмиграции. Никаких других дел тогда не было, 5 часов в день в обязательном порядке за казенный счет, и так года три.
Теперь она хочет тот же уровень английского, и пытается его получить путем чтения, слушания и болтовни по работе, наложенных на школьную базу 30-летней давности.
Ко мне на консультацию пришла со смутным ожиданием, что я расскажу, какую книжку лучше всего читать по 2 страницы в день и какой сериал лучше всего смотреть час перед сном. Ну и, может, что-нибудь еще.
Я выкатила программу работы.
Это привело ее в околошоковое состояние.
На мой вопрос, почему немецкий потребовал трех лет интенсивной работы с преподавателями и 20 лет в среде, а английский должен обойтись ржавым остовом школьной программы и двумя страницами чтения в день, ответа не нашла. Но улыбнулась.
В этом месте, к сожалению, работает только точка очень высокой психологической зрелости.
Не «я не знаю, чем себя еще стимулировать, ничего не получается, а-а-а-а-а», а «важная цель ставит передо мной задачу организовать обязанности, логистику, ресурсы и зависимых от меня людей так, чтобы я была в состоянии к ней продвигаться, потому что это важно».
Я прекрасно знаю, что сейчас думает большинство.
Оно думает, что такие шикарные условия вообще доступны единицам, а я у нас поехала головой.
И что перекраивать всю жизнь под английский язык они точно не собираются. И что так никто не учит. И что это утопия.
И возмутительно вообще…
Да, на здоровье.
Давайте вспомним, о чем я говорила где-то в середине.
Никто не заставляет ставить цели, подразумевающие большое количество труда и высокую внутреннюю зрелость. Не вопрос.
Понижайте планки.
На уровень «как-то объясниться на заправке» можно набрать через любой бесплатный компот чего угодно, чего хотите. Я-то всю жизнь абсолютный демократ в этом вопросе, и считаю, что и изучать можно, как угодно, и говорить можно, как угодно, – лишь бы все были счастливы.
Но в этом-то все и дело.
(с) Мария Ковина-Горелик
Фото: Philipp Trubchenko, Unsplash