Помогать, советовать, спасать

Помогать, советовать, спасать

ПРИЧИНЕНИЕ ДОБРА И ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ.

Как же нам нравится помогать, советовать и спасать…

И ведь не приходит на ум простой вопрос о границах:
– А нужен ли я здесь?
Нужен ли мой комментарий о том, как правильно, под чужим текстом?
Хочет ли моя дочь сейчас, при внуках, узнать, что они ее мало видят и растут без родительского внимания? Надо ли моему папе сейчас услышать от меня – я же из лучших побуждений! – что он мало двигается и впереди его ждет длинный список страшных болезней?

Где кончается забота и начинается контроль? Где та грань, где я точно знаю, как правильно для моего дорогого человека (а тем паче для постороннего комментатора в ленте), и где я не боюсь навредить, влезть, обидеть, испортить?

Почему мы можем не пить витамины, при этом четко зная, что это необходимо – и придирчиво проверять каждое утро, пьют ли витамины наши близкие?
Почему мама дрожит от ужаса, что дочь катается на лыжах без шлема, ставит ей ультиматумы и пытается заставить его надеть, при этом катаясь рядом в одной шапочке?

Думаю, наше «причинение» добра и стремление решать задачи за другого идут от хронической размытости понятий, где кончается «мое дело» и начинается «его личное дело».

Наша постоянная нацеленность на результат (чтобы здоров был, чтобы они знали, какой правильный ответ) сносит на своем пути все колебания о методах, о тоне, о времени и месте.

Мы не успеваем или не удосуживаемся спросить, нужен ли я здесь со своим добром – в своем стремлении сделать, “как правильно”.

Все из той же наивной и опасной веры, что нам-то известно, мы-то можем, и, главное, ОТ НАС ЗАВИСИТ, ЧТОБЫ У НИХ ВСЕ БЫЛО ХОРОШО. ( = Мы их им самим не доверяем…)

Во-первых, это неправда. Не зависит от нас почти ничего. Простите.

Во-вторых, проблема в том, что если мы постоянно растим детей в таком контроле, они вырастают инфантилами, которым не понятно, как им нужно самим о себе заботиться и очень хочется доказать, что они могут.
Отсюда все рисковые вечеринки первого курса и массовое пренебрежение куртками зимой.

А не лучше ли дать им дома набить шишек и наделать своих ошибок, чем уберегать их от всего, контролировать до последнего и выпускать в мир неоперившимися революционерами, которые не хотят ничего из того, к чему их принуждали?

А не лучше ли четко понять, что это МНЕ НАДО, ДЛЯ МОЕГО СПОКОЙСТВИЯ (здоровье близких), ДЛЯ МОЕЙ ДЕМОНСТРАЦИИ ЗНАНИЙ (комментарии о посторонних)?

Только распознав свои мотивы, мы можем остановить этот поток добра насильно. И честно ждать, пока спросят нашего мнения. И уважать чужой выбор сидеть неподвижно в ущерб здоровью и есть сладкое на ночь, не оглядываясь на килограммы. Только разделяя «мое» и «не мое» дело, мы проявляем настоящую заботу.

PS. А взрослым детям и близким людям:
“Надеюсь, ты знаешь, что ты делаешь”.
И всё. Как мантру.
(c) Светлана Комиссарук