Сегодня об основной проблеме.
Она состоит в том, что люди неохотно объясняются словами через рот, порой вообще забывая, что только так и нужно делать.
Деловая коммуникативная среда на то и деловая.
Как бы мы ни относились к своим работам, мы ходим туда за деньгами, реализацией собственных амбиций и чтобы сделать мир чуточку лучше.
Поэтому коммуникацию выстраиваем исходя из этих пунктов.
Вы имеете полное право обозначать свои требования по отношению, как к начальникам, так и к подчиненным.
Очень прямо, соблюдая элементарный этикет и не исключая из речи «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны», «обратите внимание».
Пример.
«Коллеги, есть задача: к 17-00 четверга необходимо уронить посудный шкаф на кухне, достать из него три вилки и проткнуть ими агентский договор с ООО «Василёк».
Ответственные за выполнение: Мария Игоревна и Иван».
Важно понимать, что начальник, какой бы он ни был самодур, ИМЕЕТ ВСЕ ПРАВА требовать выполнения поставленных им задач.
Но имеет при этом обязанность ставить задачи вменяемо.
Если задачи кажутся вам какими-то неправильными, то также прямо словами через рот необходимо на это указывать:
«Оксана Сидоровна, обратите, пожалуйста, внимание на логическое несоответствие:
вы настаиваете, чтобы к 17-00 мы уронили посудный шкаф, чтобы достать из него три вилки.
КПД будет более высок, если мы достанем вилки, не роняя шкафа.
Вы можете обосновать необходимость ронять шкаф?»
Заметим, не “Оксана Сидоровна, ну и херню вы придумали”, а четко и по делу.
Выглядит просто.
Сам диалог происходит намного реже, чем истерика с криками «начальник мудак/мои подчиненные – тупые».
Итак, первое правило:
1. Разговаривать словами через рот предельно четко.
Самое элементарное и одновременно самое сложное для соблюдения.
1.1. Никто в коллективе не обязан догадываться, кто что хотел сказать или имел в виду.
Это общее правило, но в деловой коммуникации оно особенно важно. Поэтому.
«Оксана Сидоровна, будьте добры, объясните, пожалуйста, какую методику вы рекомендуете применить в процессе роняния посудного шкафа?
Имеете ли вы в виду, что мы должны уронить его руками, найти подрядчика соответствующей квалификации или же использовать НЛП и уговорить шкаф упасть самостоятельно?»
Высока вероятность, что Оксана Сидоровна в этом месте подпрыгнет и с ужасом закричит, что вообще не просила ничего ронять.
Поэтому уточнять всё по пунктам – это нормально.
Вежливо. Используя нейтральные выражения.
2. Далее, про нейтральные выражения.
Мы пользуемся ими во избежание.
Не «я же говорила!», а «обратите внимание, ранее я предлагала».
Не «Иван просрал дедлайн», а «К сожалению, я не получила от Ивана к означенному сроку списки оборудования, необходимого для того, чтобы уронить шкаф. Поэтому шкаф будет лежать на полу не ранее чем в 18-00».
2.1.. Развивая предыдущий пункт.
Отвечайте за себя, говорите про себя.
Не «мои подчиненные – тупые», а «МЕНЯ беспокоит низкий уровень знаний двоих сотрудников отдела протыкания документов вилками».
Это поможет вам разобраться, что именно можно/нужно исправлять. Вероятно, нужно исправлять собственное беспокойство и отвечать на вопрос, «а по делу ли меня этот факт беспокоит?»
3. Желательно полностью исключить все глаголы, направленные на описание внутренних стремлений контрагента, собеседника, коллег.
«Иван не хочет ронять шкаф».
Мы не имеем морального права обсуждать, чего именно хочет или не хочет Иван.
В деловой среде нам важен результат его деятельности, а не внутренние убеждения.
Правильно:
«Оксана Сидоровна, я не смогу выполнить задание вовремя, поскольку Иван сообщил, что отказывается ронять шкаф. Одна я физически с этим не справлюсь. Но я могу достать три вилки, не роняя шкафа».
3.1. И последнее на сегодня, развивая предыдущий пункт.
На работу мы приходим, чтобы так или иначе поддерживать ПРОЦЕСС.
Поэтому всякое наше умозаключение должно состоять из трёх, как минимум, пунктиков:
вводные данные – основная мысль – варианты развития событий.
Это можно укладывать и в короткие фразы:
«Вы дали задание уронить шкаф.
Мы не считаем целесообразным его выполнение, поскольку это вандализм и ненужная трата ресурса.
Вместо этого мы предлагаем достать из шкафа вилки, чтобы проткнуть документы, а после вызвать профильную бригаду, чтобы она разобрала шкаф и утилизировала его надлежащим образом».
Вывод:
в любой непонятной ситуации говори словами через рот, начиная сначала и заканчивая концом.
И помните, конечно, что добрым словом и пистолетом часто можно добиться большего, чем добрым словом.
Поэтому первым делом нужно спрашивать себя:
«Хочу ли я исправлять эту ситуацию или я хочу выйти из неё вон».
Ekaterina Tropova