Продолжение про личный потенциал
Как связаны рынки и исследование потенциала одного отдельно взятого человека?
Напрямую. Через деньги и возможность исследовать массивы данных о людях.
Ни одна модальность в мире (модальность это направления в психологии) не может позволить себе роскошь иметь столько оцифрованных данных, сколько может собрать каждый в отдельности глобальный провайдер оценки потенциала персонала.
Провайдеры оценки работают в интересах большого бизнеса. Где большой бизнес, там большие деньги.
Где большие деньги, там большие возможности для качественных исследований на больших массивах данных.
Пример: CEB SHL за один год получает данные по 35 миллионам тестов и опросников.
Эти данные анализируются специалистами, которые прежде, чем попасть работать к провайдерам, сами проходят тесты, проверяющие их аналитические способности и потенциал по 32 чертам характера.
Знаете ли вы хотя бы одну психологическую школу, которая прежде, чем взять на обучение человека, предлагает ему пройти инструментальную оценку потенциала? И не подпускает его к ремеслу, если с интеллектом не очень, а с, мягко говоря, особенностями личности явный перебор? Я не знаю, но, возможно у меня недостаточно информации о каких-либо модальностях, которые так делают.
Итак, в бизнес-психологии мы имеем специально отобранных людей, заточенных на быструю и точную оценку потенциала.
Оценка потенциала идёт на основании тестов.
Тесты при разработке и использовании опираются на огромные базы данных.
За бизнес-психологией стоят в обнимку статистика и математика.
«Быстро и точно» – запрос бизнеса, который является конечным бенефициаром получаемой информации.
Бизнес готов платить за это деньги, а что делать?
Оценка персонала снижает финансовые риски, помогает выбрать лучших и отсеять тех, у кого заведомо не получится.
Эксперименты с плохо выбранными топами иногда заканчиваются катастрофическими потерями. Буквально на моих глазах дружная бодрая топовая команда увела в банкротство холдинг «Солнечные продукты», который получила с выручкой в десятки миллиардов и прибылями.
«Быстро и точно» не является областью преимущества психотерапевтов, психологов, игропрактиков, психоаналитиков.
Они в этом исторически слабы.
Особенно слабы в том, чтобы увязать требования к должностям и специальностям с профилем личности. Уровень ответственности за прогноз не будет у них таким, как у провайдеров оценки.
К бизнес-психологу придут серьезные дяди и тети и спросят:
– Какого хрена вы за наши деньги дали нам данные, на основании которых мы теперь имеем вот это вот чудище?
К частнопрактикующему специалисту никто не придёт и не спросит:
– Какого хрена ты сказал мне, что таланты мои вот тут? Я потратил впустую пять лет жизни и теперь сижу чудищем и хлопаю глазами…
И вот тут мы переходим к пунктам два и три из предыдущей статьи на эту тему.
Бизнес-психология хорошо даёт ответ на вопросы:
- кто я среди других людей;
- какие у меня есть шансы по сравнению с шансами других;
- в чем моё отличие;
- где мои преимущества;
- каковы мои слабые стороны;
- насколько это критично для того, куда я нацелился;
- куда бы мне вот такому вот было лучше всего нацелиться?
Бизнес-психология заточена на решение прикладных вопросов. В БП есть инструменты оценки, отточенные на миллионах результатов оценок в год.
Инструменты постоянно совершенствуются. Изначально они созданы под оценку нормотипичных людей, а не под оценку психиатрических клиентов. Хотя акцентуации, лютые расщепленки и разные суровости в результатах оценки хорошо видны, если знать, куда смотреть.
Именно потому, что тесты тщательно разрабатываются блестящими умами и постоянно совершенствуются, они не могут бесплатно болтаться в интернетах: вложенные деньги должны вернуться прибылью.
Для тех, кто не может позволить себе спецов и хорошие инструменты, есть труляляшки уровня «узнай, кто ты среди героев «Игры престолов». Красиво, увлекательно, бесполезно. Позволяет создателю труляляшки беззатратно собирать адреса ищущих призвания. Сами пришлют.
И все было бы хорошо, но есть одна загвоздка – глобальные провайдеры оценки персонала работают только с компаниями и не хотят работать с физлицами, – много суеты и мало денег, овчинка выделки не стоит. Из работающих – DISC и дедушка Адизес. Не рекомендую ни четыре разноцветных столбика, ни четыре витамина. Пробовала, сравнивала. Пфффф…
Резюмирую
Бизнес-психология несравнимо лучше небизнес-психологии в том, что касается оценки потенциала. И несравнимо серьезнее в требованиях, предъявляемых к тем, кто собрался ею заняться. Ты можешь быть наибомбически прекрасна, иметь кандидатскую степень и стопятьсот изданных книг, но вначале ты получишь тесты, и с тобой начнут говорить только, если ты их успешно пройдёшь.
Но у неё есть ограничения – мы получаем ответ на вопрос, как выглядит потенциал отдельно взятого человека или группы.
Но не задаём вопроса, почему оно у него выглядит именно так, а не иначе. И здесь мы перемещаемся в другую область – в модальности, которые могут дать ответы на этот вопрос.
(с) Светлана Комарова