Реалии и перспективы развития бизнеса.

Реалии и перспективы развития бизнеса.

“Из-за введения дополнительных мер предосторожности, наш бизнес потерял около 40% оборота. Поэтому надеемся на ваше понимание, что мы вводим наценку 20% на все стрижки и процедуры”.

Я живу в деревне, которая географически закрыта, окружена со всех сторон лесами и фермами, и выбраться можно только по петляющим однополосным просекам. Мы – маленький мирок. У нас 3 кофейни, 4 маленьких ресторана, одна пекарня, один салон красоты, один барбершоп, два магазина продуктов, один мясник, один книжный и один хозяйственный. Свежую рыбу к нам привозят раз в неделю в фургончике, к нему выстраивается очередь. Мясник работает до 3 часов 4 дня в неделю, на вход всегда очередь. Лошади такие же участники дорожного движения, как и машины, и знакомых лиц на улице больше, чем незнакомых. Наша деревня – маленькая модель экономики.

Запись на стрижку, когда салоны открылись 4 июля, я смогла получить только на 26-е, с готовностью заплатить 20% налог на Ковид. Но кафе-мороженое больше не откроется никогда, равно как одна кофейня и один из ресторанов, кажется, тоже. Цены на транспорт выросли, и продолжат расти. В зоопарк вход продают по временным слотам. Там прекрасно, как раньше в 8 утра в будний рабочий день, такой теперь выходной день там. Мало народу, одностороннее движение, широко расставленные столики в открытом кафе, хот-доги по цене сервелата.

Недавно один из моих френдов спросил меня, “Ольга, как вы думаете, может ли существовать бизнес полностью на женских ценностях, или это благотворительность?”.

Бизнес в частности и экономика в целом подчиняются достаточно простым арифметическим законам спроса и предложения. Если ты нишевый, узкоспециализированный продукт, ты вынужден быть особенным и дорогим. Конкуренция не высокая, себестоимость высокая, и ты хорош настолько, насколько качественен, уникален и точно попадаешь в нишу. Продукт высокой ценности, высокой маржинальности, и небольшого оборота.

Если ты продукт широкого спроса и обширного предложения, то конкуренция уведет тебя в низкие цены и большие обороты. Ты будешь биться в кровавом океане коммодитизации, и выживешь, если будешь максимально эффективен в себестоимости (чем ниже, чем больше запас прочности).
Это полярные позиции, конечно, как супермаркет и бутик крафтовых органических продуктов.

“Бизнес в женских ценностях”, что это такое? Гибкий график. Долгие и высоко оплачиваемые декреты. Гибкость к ситуациям “заболел ребенок”, “садики закрываются в 5”, “школьные каникулы”. Это счастливые мотивированные работники и плюс в карму (+), и это повышенные расходы, большая энтропия, более высокая скорость реакции на изменения (-). Может ли такой бизнес быть не благотворительностью, а реальным и прибыльным? Может, при нескольких условиях:

1) Это бизнес высокой маржинальности, позволяющей за счет прибыли владельца компенсировать его меньшую экономическую эффективность. На кровавом рынке войны за полцента и 10 минут скорости доставки при минимальном жирке в марже он не выживет.
2) Это бизнес, как их называют, lifestyle. То есть владелец (цы) не имеют амбиций сделать свой уютный магазинчик – глобальной сетью с логистикой в 15 странах. Ему вполне хватает его прибыли, и аппетитов на владение заводами, домами и пароходами нет.

Что это еще значит?
Это значит, что те или иные товары и услуги станут местными, заботливыми, человечными, и… дорогими.
Это также значит, что многие из бедных слоев населения (а эти слои только вырастут) более не смогут себе их позволить.

Это значит, что доступные инвестиции таким бизнесам более не светят, ибо инвестиции становятся легкими, когда один из десяти имеет шанс на сверхприбыли, быстрый возврат и рост 20х (а, значит, потогонку, скорость, эффективность, 80 часовую рабочую неделю).
Это также значит, что бизнесы будет меньше рисковать, меньше конкурировать, меньше самоулучшаться, меньше пробовать – то, что раньше позволяли шальные инвестиционные деньги.

Это значит, что у многих появится шанс делать узкое, нишевое, свое, и жить от этого.
Это так же значит, что снизится социальная защищенность, которую давали крупные работодатели с их процессами, страховками, бенефитами и прочими мелочами, которыми “плохие акулы капитализма”, могли себе позволить обеспечить своих работников.

Возможно, “налог на ковид”, искусственное ограничение предложения, вынужденное падение экономики станет новой возможностью для маленьких, “женских” бизнесов, для всех тех, у кого есть скиллы, желание и возможности рисковать собственными деньгами (или у кого есть хорошо зарабатывающий партнер).

И одновременно ударит по самым незащищенным, тем, кто хотел уверенности в стабильной зарплате, графика 9-5, и не имеет базы, навыков, хватки, образования или желания риска.

UPD: Я употребила термин “женские ценности” исключительно соотносясь с дискуссией, породившей этот пост, где обсуждалось, что “женщины дискриминируются, потому что бизнес строится на ценностях патриархата, а надо, чтобы он строился на женских ценностях”. Лично я считаю, что ценности эти безусловно, общечеловеческие, и употребляю слово нарицательно.

Ольга Нечаева

Иллюстрация Павлик Лемтыбож