Кэрол Пирсон: “Один или несколько архетипов могут быть связаны с вашей основной личностью, в то время как другие могут меняться со временем.
Воин помогает нам говорить «нет», бороться за себя и устанавливать границы;
Опекун – быть щедрым, заботливым.
У каждого также есть обратная сторона, которой мы можем научиться избегать:
Воин может быть безжалостным;
Опекун может быть страдающим мучеником;
Мудрец может быть догматиком.
Ваши архетипы служат линзами, через которые вы наблюдаете за миром.
Например, когда в вас активен Опекун, вы можете войти в комнату и немедленно найти того, кто кажется потерянным, нуждающимся в чем-то.
А если активен Воин, есть шансы поспорить или посоревноваться, а также столкнуться с какой-либо опасностью.
Архетипы могут <…> улучшить ваши отношения, поскольку вы получаете легкодоступный способ замечать, какие архетипы активны в других, и таким образом понимать, почему они думают иначе, чем вы. Или почему у вас могут возникнуть проблемы с мотивацией для выполнения определенных задач или трудности в общении с определенными людьми.
Распознавание типичного для архетипа поведения позволяет предсказать сюжетные линии для человека или группы, в которой этот архетип доминирует. Если в своей собственной жизни вы заметите, какие архетипы присутствуют, вы сможете попытаться прожить версию этой истории со счастливым концом, а не ту, которая заканчивается плохо”.
* * *
“Синдром Дракулы: как наш страх держит архетипы (и наш потенциал) в тени”.
“В поляризованные времена бессознательная моральная уверенность – это голод, который сводит лидеров с ума и ослабляет всех нас, подпитывая наши страхи.
Истории, которыми мы живем, и архетипы, которые их питают, превращаются в различия Мы /Они, Правильно/Неправильно и Добро /Зло.
Нет лучшего примера, чем синдром Дракулы.
Я называю это синдромом Дракулы, потому что в этом древнем мифе о чудовище возможны только 3 роли.
В любой ситуации у нас есть выбор между воплощением Дракулы, невинной жертвы Дракулы или Охотника на вампиров.
Конечно, мы предпочитаем быть охотником, мудрым героем, который сражается и побеждает бездушного зверя.
Но, по иронии судьбы, в этой мифической истории каждый может в какой-то момент стать всеми тремя: монстром, мстителем и жертвой.
Играть за героя всегда приятно, потому что нет никакой двусмысленности – зло должно быть побеждено.
Но и другие роли могут быть хорошими.
Укус вампира часто изображается эротичным, когда жертва умирает в обмороке, так что быть жертвой имеет свои удовольствия, равно как и бездумное следование авторитетам, которые, кажется, служат нашим интересам.
Тем не менее, когда мы сталкиваемся с последствиями нашего молчаливого согласия, мы изображаем из себя жертву и ищем виноватых.
Вдобавок ко всему, люди, которые с нами не согласны, часто изображают нас Дракулой, и мы можем стать Дракулой, когда находим способы преследовать тех, кто кажется слабым или виновным.
Миф о Дракуле предупреждает нас не отказываться от своей сознательной воли.
По иронии судьбы, она также соблазняет нас абсолютами, пробуждающими пугающую уверенность праведной морали.
<…> иррациональный эгоцентричный внутренний голос, который любит кричать: «Это правда! Я чувствую это!” и «Я прав!» Этот путь заканчивается объективированием несогласия как признака злого умысла.
Миф о Дракуле может предупредить нас, когда наша жизненная сила (имеется в виду наша энергия) высасывается, чтобы поддержать чьи-то интересы ценой наших собственных интересов.
Здесь нам нужен архетип Реалиста, чтобы помочь нам перестать быть доверчивыми и, таким образом, быть укушенными, потому что, если мы это сделаем, мы станем опасными, подобно Дракуле, для других.
Это также означает признание того, что человек, который кажется нам чудовищным, является не мифическим существом, а просто человеком, пытающимся получить власть, деньги и последователей.
Вера в монстров защищает нас от самопознания.
Вот почему мифы являются такими хорошими инструментами пропаганды! Мы хотим верить.
Но самые чудовищные поступки исходят от людских актеров, считающих себя спасителями.
Мы все способны на разрушение, как и все мы способны на созидательные действия”.
(с) Кэрол Бербанк, доктор философии, Pacifica Graduate Institute
автор системы 12 архетипов, от 20 декабря 2021 года
PS:
про вампиров есть чудесный фильм “что мы делаем в тени” (“реальные упыри” в переводе), я три раза смотрела, очень смешно:) рекомендую для разрядки…