Очень давно я обещала написать про театральный этикет.
Но сначала находились более важные темы, а потом из-за пандемии писать про этикет в театре стало неактуально.
Недавний неудачный поход напомнил мне о невыполненном обещании, и сегодня я исправляюсь.
Итак. Театральный этикет.
1. Первое, что нужно помнить, когда вы идете в театр:
сегодня это не специальный храм искусства, где собираются исключительно культурные люди.
Это просто один из видов досуга, и часто его выбирают те, кому лень играть в боулинг.
В современном театре вы можете встретить кого угодно как на сцене, так и в зале, и даже цена билета ничего не гарантирует.
2. Вышесказанное вовсе не означает, что в театре не действуют правила этикета, и что каждый может вести себя так, как ему вздумается. Действуют, и довольно строгие.
3. Начнем с приготовлений.
Что надеть?
Когда-то существовал довольно строгий театральный дресс-код, сегодня же требования к одежде в театре почти такие же как в метро: она должна быть чистой.
Ну, и походный рюкзак вас попросят сдать в гардероб.
Это не значит, что в театры не нужно наряжаться. Можно и нужно. В Мариинке и Михайловском женщины в красивых платьях, а мужчины в костюмах.
Но если вы придете в джинсах, вас никто не выгонит. К слову, мне нынешняя ситуация очень нравится.
Что со сменной обувью?
Моя мама берет с собой в театр туфли. Я нет.
Этот момент исключительно на ваше усмотрение.
4. Чтош. Вы оделись, добрались до театра. Сегодня на входе у вас измерят температуру, укажут на обязательное ношение маски, проверят билеты, проверят сумку (последнее встречается не везде). Вы безропотно предъявите всё, что необходимо, чтобы попасть в храм искусства и направитесь в гардероб.
5. Если вы пришли один/одна/в компании друзей/коллег, то просто сдадите верхнюю одежду и возьмете бинокль, если он вам нужен.
Когда в театр приходят мужчина и женщина, как пара, то у гардероба мужчина берет у женщины пальто, он же отдает его в гардероб, забирает номерки и хранит эти номерки у себя.
Кроме того, мужчина берет бинокль, если ваши места не на первых рядах, и программку.
Билеты тоже у мужчины. Это может быть иначе, если вы уже сложившая пара и обзавелись своими традициями. Но на этапе ухаживаний порядок именно такой.
Что делать, если ваш мужчина о нем не знает?
Терпеть.
При удобной возможности рассказать ему, что вы читаете мой блог, очень интересно и полезно.
6. Из гардероба двигаемся дальше.
Правильно, в буфет.
В буфете стоим в очереди, потом просим то, что нам нравится.
Если это свидание, то в классическом варианте платит мужчина.
О всех остальных вариантах лучше договориться заранее.
А если у меня с собой?
Этикет, как не сложно догадаться, против.
Я же могу сказать, что с учетом цен в театральных буфетах и того, что люди приходят вечером на спектакль после работы голодные, я не могу их осуждать за нарушение этого правила.
Другое дело, что однажды в буфете концертного зала Мариинки я видела семью, которая заказала бутылку шампанского, а потом начала выгружать на столик контейнеры с заботливо приготовленной едой из трех больших пакетов.
При всей моей любви к людям и еде, это уже слишком.
7. Штош, вы выпили шампанское, съели бутерброд, изучили программку, посмотрели, во что одеты другие зрители, и пора идти в зал.
К слову, после третьего звонка вас пустят только на галерку, если вообще пустят.
Помните, что в случае свидания билеты у мужчины.
Он же первым заходит в зал и ищет места, если работник театра на входе не направил его в нужном направлении.
Мужчина ищет, женщина следует за ним.
Нашли места, идем к ним, на соседних креслах уже сидят другие люди. Идём…лицом к уже сидящим.
8. Добрались до своих мест, сели.
Мужчина, у которого билеты, еще раз проверил, что это те самые места.
Потом все проверили, выключен ли звук мобильного телефона.
Весь звук, вообще совсем весь звук, вибрация тоже.
9. Начинается представление, сидим молча смотрим, смеемся, когда смешно, плачем, если хочется.
В случае возникновения вопросов «кто все эти люди?» смотрим в программку.
Если ваш компаньон заснул, не тревожьте его.
Начнет храпеть – ткнете в бок. А пока он никому не мешает.
10. Для обсуждений того, что происходит на сцене существует антракт.
Для разговоров по мобильному телефону – он же.
Я когда-то рассказывала о том, как женщина рядом со мной ответила на звонок мобильного во время спектакля «да, я могу говорить. Я в театре». Так делать не нужно.
11. Это касается и добывания шоколадки из фольги, коньяка из фляжки и всего, что может помешать актерам играть, а зрителям смотреть спектакль.
12. Если рядом с вами кто-то нарушает правила этикета, например, пробирается к выходу, не дожидаясь перерыва, сделайте вид, что вы ничего не замечаете.
13. Когда нельзя делать вид, что вы ничего не замечаете? Когда сидящий рядом чужой мужчина хватает вас за грудь, например. И в других ситуациях, когда речь идет о безопасности жизни и здоровья.
14. Почему я не могу уйти до антракта, если на сцене ад и Пакистан? Потому что это неуважение к актерам и другим зрителям. Последние вполне могут быть в восторге.
15. Есть ли ситуации, когда я могу таки уйти из зала во время представления? Да, в двух случаях.
А. Вам или вашему спутнику стало плохо.
В. На сцене вдруг началась пошлятина, а вы с несовершеннолетним ребенком.
Пошлятина в данном случае – это откровенные разговоры про секс, сцены приставаний или имитации секса, голые люди.
В этом случае ребенка, безусловно, можно уводить.
Увы, маркировка «сколько-то лет +» далеко не всегда может защитить нас от подобного зрелища.
16. Когда хлопать?
А вот:
После поднятия занавеса – для художника-декоратора
При выходе на сцену известного певца или актера – потому что все сюда ради него и пришли
После трудных арий или сложных мест в опере и балете
После окончания каждого акта и всей пьесы
Перед началом последнего акта в музыкальном спектакле – для оркестра и дирижера
На симфонических концертах – после завершения многочастного музыкального произведения.
Понять, когда оно завершилось, можно по тому, что повернулся лицом к залу и раскланивается.
Дирижер раскланивается – мы аплодируем.
17. А свистеть можно? Можно. На стадионе. В театре можно кричать «браво».
18. Цветы.
В некоторых театрах цветы нужно вручать заранее специально обученным людям и сообщать им, кому из актеров предназначается букет.
Мне это правильно очень сильно не нравится, но, если оно действует, придется его соблюдать.
Если не действует – после спектакля зрители вручают букеты тем актерам, которые произвели на них неизгладимое впечатление своей великолепной игрой.
Только, пожалуйста, не нужно организовывать очередь в проходе за час до конца представления.
А если не цветы? Лучше все-таки цветы.
19. Актеры уходят, занавес опускается, зрители покидают зал.
Я не знаю, почему в гардеробе любого театра каждый раз вавилонское столпотворение.
Словно одежду выдают не по номеркам, а какая нравится, и все стремятся отхватить что получше.
Дамы, если вы пришли с мужчиной, получение одежды – забота мужчины.
Если он хочет ворваться в это месиво, не сдерживайте его порыв добыть вам ваше пальто.
Этикет, конечно, рекомендует немного подождать и получить свою одежду, когда толпа схлынет.
20. Послесловие.
“Я где-то читал, что если я не театральный критик, то по этикету я не имею права писать отзывы на своей странице в соцсети.
Особенно плохие”.
Вас обманули. Я тут, знаете, недавно читала, что руководителю нужно дарить букеты из зеленых калл (или каллов, как правильно?). Вставила выпавший глаз обратно и пошла писать про театральный этикет в рамках борьбы с засилием фигни на просторах интернета.
Всё, мои дорогие любители этикета.
Мария Юдакова