Фотографии – всегда немножко мистика.
Особенно, если они как-то связаны с мёртвыми. У меня есть несколько историй про странные случаи с фото, но одна – самая мурашковызывательная.
… Подруга попросила помочь с разбором архива недавно умершей бабушки.
Бабуля была дамой учёной, поэтому десяток огромных коробок с бумагами подруга к себе перевезла.
Мне поручила складывать статьи в хронологическом порядке, а сама личными документами занялась. Пока не наткнулась на огромный короб с фотографиями.
Работа встала. Мы разглядывали наряды и шляпки дам из начала прошлого века. Обсуждали, в каких чинах эти военные. Подруга мучительно пыталась вспомнить всех, кто на фото изображён.
В самом низу короба оказался чёрный непрозрачный бумажный пакет. В таких раньше, кажется, фотографии из фотоателье выдавали. Он был плотно обмотан даже не скотчем, а синей советской изолентой.
У подруги глаза загорелись. Явно какая-то тайна!
А мне не по себе стало. Потому что мои бабушки в таких пакетах, только без изоленты, хранили фото с похорон. Была раньше такая традиция, и, мне кажется, в российских деревнях и сейчас есть.
Чтобы гроб с покойником и горюющие рядом – на фотографии. Я в детстве такие рассматривала, как рассказы в группе сейчас читаю – с ужасом, но затягивающим.
Впрочем, бабушки мои это разглядывание не приветствовали. И, когда я однажды забыла сунуть запретные фото в чёрный пакет, положила вместе с обычными, получила гневную отповедь. Не поняла и не запомнила, что бабушка тогда сказала, увы. Но что-то про то, что мёртвых к живым пускать нельзя.
Рассказала об этом подруге, но та отмахнулась.
А я оказалась права – после того, как пакет превратился в лохмотья – изолента к нему приросла намертво – именно фото с похорон мы и увидели.
Уже, конечно, не было страшно, как в детстве. Но все равно как-то неуютно. А подруга их вообще впервые видела, поэтому смотрела даже с интересом.
В общем, перебрали мы их. Странную эту традицию обсудили. Ещё более древнюю вспомнили, когда на заре фотографии мёртвых фотографировали, как живых. И сажали, и глаза им открывали, и вообще.
И да, тут же припомнился фильм “Другие” из которого я в свое время об этом жанре фото и узнала.
Пока болтали – уже и ночь. Я решила остаться, чтоб с утра помочь подруге дело доделать.
Фото, за неимением чёрного пакета, она сунула в обычный файлик. Файлик положила обратно в короб, а короб поставила на шкаф. Чтобы решить, что с этим “наследством” дальше делать.
Вроде и хранить стремно, и выбросить рука не поднимается.
Проснулись мы обе от грохота.
Кинулись в соседнюю комнату, где архив остался и откуда грохот донесся.
Врываемся – короб на полу, а фото с похорон по всему полу разбросаны. Даже там, куда траектория их бы просто не пустила.
И – апофеозом – фото строгого бородатого деда в гробу почему-то “пристроилось” прямо в подружкиных новых туфлях, которые стояли в противоположном от шкафа углу.
Ужас-жуть.
За окном ночь, а у нас тут покойники по всей комнате и не ясно, как короб умудрился со шкафа свалиться и так причудливо фото из себя “рассеять”.
Собрали мы их в четыре руки, подруга нашла чёрный полиэтиленовый мусорный мешок и скотч. Сложили, замотали. Положили в обувную коробку, её тоже замотали.
Подруга взгромоздилась на стремянку и засунула коробку на антресоли.
… Уснуть нам толком так и не удалось в ту ночь. Но архив разобрали.
И подруга оперативно нашла странного коллекционера, который такие фото как раз собирал. Зачем – Бог весть, она не интересовалась. Отдала и перекрестилась.
И новые туфли продала.
Некомфортно почему-то ей в них стало после соседства близкого с фотографией деда, которого она так и не вспомнила.
И который её туфли “облюбовал”.
Судьба их новой владелицы неизвестна.
Марина Фокина
PS:
Фантастический снимок из Исландии.
Место называется Желтая река.
Автор фото: Ryan Newburn / thestrawhatbackpacker.