Конспект вебинара Светланы Комаровой «Я есть».
Разбирались с установками, мешающими нам спокойно жить и достойно зарабатывать.
1) Регулирующие эмоции, мешающие нам на пути к славе и богатству: страх, стыд, чувство вины.
2) Привычка «не высовываться» чаще всего связана со страхом и уходит корнями в родовые сценарии. Поколения наших предков прятались и боялись, боялись и прятались. Так что, если мы боимся публичности, это нормально.
3) Стыд говорит нам, что мы плохие.
Либо потому, что не достойны славы и денег, либо потому, что слава и деньги по-определению достаются только гадким, аморальным, жадным типам. А мы не такие, нам стыдно такими быть.
Сюда же примешивается ощущение несправедливости всего происходящего: вот я в белом пальто стою красивый и бедный, а эти нехорошие люди зарабатывают все больше и больше.
4) Раздражение от успеха других, ревность и зависть – маркеры наших собственных блоков: «Я хотел бы быть на его месте, но я не могу».
5) Чувство вины выползает с установками: «Я недостаточно хорош, есть другие, они лучше меня» .
Правило буравчика: от страхов убежать нельзя.
Надеваем памперс и идем в пампасы прямо в пасть к своим комплексам.
Страх – это допинг на пути к результату…
Если ноги совсем ватные и страшно панически – метнитесь в терапию перед выходом на новую работу или запуском проекта. Терапия быстро снимает блоки и поможет на старте. Но потом все равно придется научиться ходить в темный лес самостоятельно.
Разбирайтесь, кто внутри вас боится, а кто – пугает.
Чьими голосами они говорят.
Отматывайте в прошлое до момента, когда впервые это услышали. Если вдруг в теле возникают неприятные ощущения, боль, тошнота – тормозите, копаясь в страхах, можно напороться на посттравматическое расстройство, а вот с ним – точно только к специалисту…
* * *
Теперь про боль представителей всех профессий, особенно помогающих: где пределы компетентности и некомпетентности, если все постоянно развивается и меняется?
Стоит ли гнаться за сертификатами и дипломами?
Во-первых, нельзя объять необъятное.
Предела экспертности нет, клиент прекрасно понимает, что вы не можете знать ответы на все вопросы. Лучше хорошо разберитесь в тех темах, с которыми приходится работать постоянно. Дипломы и сертификаты нужны там, где от них напрямую зависит ваше преимущество на собеседовании, должность и оклад.
Во-вторых, у вас всегда будет куча критиков, а у них – куча накопленной агрессии, которую, как известно, сливают там, где безопасно, – в Интернете или за спиной. Оставьте их в покое, пусть живут.
В-третьих, начиная свою практику или предлагая услугу, сначала разберитесь с рынком.
Верное ли это направление, готовы ли люди платить?
Аналитики, маркетологи и пиарщики вам в помощь.
На старте лучше выстроить стратегию со специалистами, хотя есть уже немало способов самостоятельно разобраться с продвижением. Как минимум, проанализируйте поисковые запросы, аудитории своих конкурентов, обозначьте ваше УТП и поймите, где и как общаются люди, которых вам интересно привлечь.
И, наконец, деньги-денежки.
Страх просить больше всегда связан со страхом ответственности. Когда бесплатно или за донейшн – какой с вас спрос?
На самом деле, достойно заплатив за вашу работу, никто не будет требовать от вас дополнительных плюшек.
А вот ваше заискивание, желание услужить, готовность к демпингу точно отпугнут статусных клиентов. Статусные идут к равным.
Рецепты из ведьминого сундука:
– заходите в любой проект (и помещение!) уверенным в себе человеком;
– имейте силы указывать другим на их ошибки и отстаивать свое мнение;
– знайте, что вы подходите не всем, и это нормально. Вам тоже не все подходят;
– когда включаются старые программы и тянет посомневаться, поныть или впасть в детство, повторите 800 раз: «это больше не со мной». Пока повторяете, забудете, в чем проблема;
– точно знайте, чего вы хотите.
И знайте, что в случае провала ничего страшного не произойдет. Земля еще ни разу не налетала на небесную ось из-за несостоявшейся сделки;
– негативные отзывы в вашу сторону – просто способ узнать, почему выбрали не вас.
Считайте, что провели бесплатный соцопрос;
– работайте над имиджем и выстраивайте доверительные отношения с клиентами: за вашим бизнесом должен быть живой человек;
– не соглашайтесь на гонорары, которые ниже, чем ценность продукта;
– не бойтесь знакомиться и узнавать новое;
– делегируйте часть работы, пусть ваши помощники выносят вам мозг.
И расслабьтесь уже, вы обязательно налажаете и не раз, научитесь с этим справляться, узнаете о себе много нового и начнете, наконец, ловить кайф от того, что ВЫ – ЕСТЬ.
PS:
photo of a polar bear in Svalbard, the northernmost part of Norway
By Marsel van Oosten Photography