Здравствуйте, хатулёчки мои!
Разбирайте ответы на вопросы.
Вопрос №1
Мне иногда звонят по рабочим вопросам коллеги, с которыми я не знакома, с городского телефона на мобильный. Номер незнакомый. Ответить я не всегда могу (но всегда не хочу), но они дозваниваются упорно. Как мне кажется, лучше было бы позвонить с мобильного или написать сообщение, кто это и что надо. Меня эти звонки с городских номеров на мой мобильный напрягают. Я придираюсь? Могу ли я попросить использовать мобильный телефон в следующий раз?
Ответ:
Конечно, правильно в первый раз писать сообщение или письмо по электронной почте, прежде чем звонить. Ну ок, не все знают об этом. Но уж догадаться, что сегодня на звонок с городского человек скорее всего не ответит, может каждый. Потому что мошенники, спам, вот это вот всё. Мы уже боимся брать трубку, когда звонят с незнакомого номера.
И это ок, тем более, если кому-то нужно с вами связаться, он может написать сообщение. Снова возвращаемся к пункту №1.
Так что вы не придираетесь и в полном праве просить звонить вам с мобильного телефона. Чтобы вы могли внести абонента в список контактов и в дальнейшем знали [когда не нужно брать трубку], кто вам звонит.
Вопрос №2
Что Вы думаете об отрицательных отзывах в сети? Прошло мероприятие, замечательно организованное, спикеры чудесные, за исключением одного – так совпало, что «специалиста по этикету». Читаю Вас с большим удовольствием и понимаю, что ее выступление было далеко от этикета, и мягко говоря, она несла «дичь». Написав свой положительный отзыв о мероприятии, я просто не стала указывать, что имело место ещё и такое странное выступление. Как Вы думаете, с точки зрения этикета, это правильно, или если уж пишешь отзыв, то и про хорошее и про плохое?
Ответ:
Я полагаю, что отзывы должны быть честными.
Во-первых, потому что это единственная, доступная организаторам/участникам и т.д. обратная связь.
Во-вторых, если я принимаю участие в мероприятии, на которое можно оставить отзыв тем или иным способом, то я соглашаюсь на то, что эти отзывы могут быть разными. Но только честные отзывы помогут мне расти профессионально.
В-третьих, мы живем в виртуальном мире заказных отзывов, плохих и хороших. Иногда их можно отличить от настоящих, иногда нет. И тем важнее мне видятся реальные отзывы. Причем важны они для всех участников рынка.
Но поскольку отзыв – дело исключительно добровольное, только вам всегда решать, что именно вы хотите написать. И если хотите написать что-то неприятное, это тоже можно (и нужно) сделать.
Вопрос №3
Одна знакомая из блогосферы, приятная девушка, предложила билеты на шоу в Москвариуме бесплатно, как для своей из волонтерский среды. Она там работает.
Я против такого рода развлечений, цирков, зоопарков, где животные содержатся в губительных условиях, но никому не навязываю свое видение.
Однако, если спрашивают моего мнения, то рассказываю с аргументами и научными данными.
Я отказалась, она просит объяснений чисто по-дружески: неужели есть причина не взять дорогие билеты на популярное шоу бесплатно, когда есть возможность, на удобное мне время?
Учитывая то, что мы часто пересекаемся на мероприятиях, что это ее выбор – работать в Москвариуме, ответить ли нейтрально что-то типа “просто не хочу, не спрашивай, ответа не будет”, или объяснить ей свою позицию?
Ответ:
Мне очень нравится ваш вопрос. Он позволяет мне проиллюстрировать практическую полезность этикета, о которой я столько говорю и пишу.
В данном случае этикет нам заменяет объективность.
Потому что мне хочется орать: «скажите ей все, что думаете, предварительно загнав в угол, чтобы не смогла убежать».
А с точки зрения этикета вы в свои глубинные мотивы никого посвящать не обязаны. С учетом того, что девушка там работает, этого тем более делать не стоит. И только в том случае, если это она зажмет вас в углу и начнет требовать объяснений, можно будет всё ей сказать всё.
Вопрос №4
У меня есть подруга, очень давняя, дружим семьями. Недавно я была у неё дома, и была поражена состоянием квартиры – не просто “не убрано”, а реально захламленный дом, где некуда присесть, некуда повесить пальто, на кухне просто иначе как антисанитарией не назвать.
По прихожей пришлось передвигаться “бочком”, иначе не помещаешься, а по стенам черт-те что штабелями лежит… Идеально чистым её дом никогда не был, но это уже просто ни в какие ворота… Уместно ли мне предложить свою помощь, и как это сделать?
Ответ:
Уместно, конечно. Вопрос только в том, как.
Одно дело сказать: «ну, и срачь у тебя, давай разгребу».
И совсем другое: «слушай, не представляю, как ты справляешься *с чем там она справляется*, может, я могу помочь чем-то *предложить разные варианты помощи*».
В целом, надо посмотреть внимательнее на нее, конечно. Беспорядок в доме часто является одним из первых симптомов каких-то проблем. Не только с физическим или душевным здоровьем. Вашей подруге может быть и правда нужна помощь. И совсем не с уборкой. Но с чего-то же надо начать.
Вопрос №5
Ситуация деликатная и, наверное, очень распространенная. Заехали новые соседи и мы периодически слышим, как они занимаются сексом. Последний раз, видимо, еще и кровать об стену стучала, потому что у нас в шкафу чашки подпрыгивали. Уместно ли дать соседям знать, что их слышно и каким образом лучше это сделать?
Ответ:
Признаюсь честно, я не верю, что взрослые люди, живущие в многоквартирном доме, не понимают, когда и что именно слышат их соседи. Разве что ваши соседи глухие. Но статистически выше вероятность того, что они тупые.
Что тут можно сделать.
Вешать объявления в лифте, как вы понимаете, такое себе. Потому что прочтут не только соседи, но и дети тоже. Разве что написать деликатно «соседи, давайте уважать друг друга и соблюдать тишину, потому что многое из того, что вы делаете, мы бы слышать не хотели». Ну, или нечто подобное.
Или при встрече сказать прямо:
– Ребята, давайте-ка потише. Возможно, раньше вы жили в лесу, но вы видите здесь деревья? Знакомую землянку? Ежа? Не видите? Видите себя в соответствии с контекстом, будьте так любезны.
Или вот в нашем доме высокой культуры в чате периодически появляются объявления вида «соседи, хватит @аться, я живу в этом доме с 1913 года и никогда здесь никто не @ался, пока вы не понаехали. И шкаф свой сраный с нашей площадки заберите».
Тоже, конечно, интересный вариант.
Вопрос №6
Сетевой этикет и часовые пояса. Если я не уверенна в каком часов поясе адресат, писать по своим рабочим часам? То что звук отключен это понятно. И если известен, то ориентироваться на его часовой пояс, так?
Ответ:
Если вы пишите другому человеку по работе, как сотрудник компании, то ориентируйтесь на свои рабочие часы.
Если вы фрилансер, то ориентируйтесь на время с 09:00 до 18:00, для большинства людей именно это время – рабочее. Тоже в своем часовом поясе, конечно.
Разумеется, это действительно для переписки по электронной почте.
Если мы говорим о мессенджерах, то необходимо ориентироваться на часовой пояс адреса.
Да, тут предполагается, что если вы знаете номер телефона, то и место нахождения знаете тоже.
Увы, это не всегда работает. И тогда, пожалуй, снова придется вернуться к своему рабочему времени.
А если вам часовой пояс известен и вы можете ориентироваться на него, то это, конечно, будет красиво.
Вопрос №7
Про комментарии от чиновников. В одной ситуации директор филиала сбер выдавала мне карту и прокомментировала мои ФИО:
– Вау, как у вас тут всё интересно, – разумеется я не пощадила ботокса и подняла брови.
Вторая ситуация: я звонила в 112 и оператор сама спросила мои фамилию имя и отчество, а потом на отчестве, вместо переспросить или уточнить, сказала:
– Ой, ничего, если без отчества оставим, чтоб время не терять?
Ну, то есть я понимаю, что да, в этой ситуации не до моих вытребенек, надо, чтоб скорая приехала побыстрее.
Но осадочек остался. Не пойти ли им понаписать отзывов каких-либо? Опять-таки, они работают с людьми и их данными, это их профессиональные навыки.
Как поступить, если ты человек с интересной фамилией, именем и отчеством?
Ответ:
Скажем так. Здесь многое зависит от контекста. У оператора 112 стресс и ограниченное время на обработку звонка. Так что ему можно простить.
А вот к сотруднику сбербанка есть, конечно, вопросики. И им бы я отзыв написала. А еще запросила обратную связь на предмет, где это они своих работников учат так вести смолток.
В общем, я бы сказала так. Если речь идет о спасении жизни, чрезвычайной ситуации и т.п., я бы не стала обращать внимание. Время и результат дороже.
А вот если речь идет о работе с клиентами, то пусть учатся работать с клиентами.
Вопрос №8
При входе в офис первое помещение – опенспейс с толпой народа, кто-то разговаривает, кто-то в наушниках, а кто-то подымает взгляд на звук открываемой двери. И я всегда зависаю, здороваться или нет. То же самое при входе в столовую. Вроде бы по этикету положено входящему в помещение здороваться, но не хочется коллег ставить в неловкое положение, заставляя отвечать с набитым ртом на приветствие.
Ответ:
Вошли в опенспейс, кто-то глаза поднял, поздоровалась. Как бы со всеми сразу.
Если помещение большое, кто-то еще на вас посмотрит, пока идете, тоже можно поздороваться. С каждым, конечно, не нужно. И молча входить тоже не нужно, люди начинают волноваться.
Входя в столовую, можно просто кивнуть в знак приветствия. Тогда человек тоже кивнет в ответ и не нужно будет давиться непережеванной едой. Если видите, что коллеги просто сидят и болтают, то можно поздороваться, как обычно.
Вопрос №9
Если сидя на концерте видишь, что есть более удобное свободное место, например, на несколько рядов ближе к сцене, допустимо ли пересесть на него? Или следует дальше сидеть, согласно купленным билетам? Место явно пустое, времени достаточно прошло.
Всегда сижу на своем, даже если достаточно пустых мест. Но потом вижу, что их все же часто занимают, кто захотел пересесть. Начинаю сомневаться.
Ответ:
Про пересаживания на концерте/спектакле и т.п. есть одно простое правило. Вот вы перед началом представления увидели свободное место. Если оно и после антракта осталось свободным, то можно пересесть.
Но большинство людей с этим правилом не знакомы и обычно хорошие свободные места захватывают гораздо раньше.
Если там, куда вы пришли, это ок, считайте, что это локальные правила этикета и пересаживайтесь спокойно.
Вопрос №10
Друг детства зовёт на день рождения, я соглашаюсь, т.к., привыкла туда ходить, с подарком. А потом он уточняет, что день рождения у него и его жены, которую я видела раз в жизни.
Я спрашиваю:
– Это значит два подарка?
Отвечает:
– Можно один, но в два раза больше.
Чувствую себя жлобом, но не готова раскошеливаться дополнительно. Скажите пожалуйста, это нормально и как бы теперь сдать назад, отказавшись от такого приглашения?
Ответ:
То, что вы не хотите дополнительно раскошеливаться – это нормально. А вот приглашение на два дня рождения сюрпризом – не нормально. И такой формат приглашения дает вам полное право на день рождения не ходить.
Отговориться лучше всего плохим самочувствием, подарок вручить при встрече. Подарок другу, конечно. Не жене друга.
Вариант номер два: выбрать что-то в дом в качестве подарка, чтобы им могли пользоваться и друг, и его жена. При условии, что подарок вы еще не купили. И что этот двойной подарок не будет дороже того, что вы изначально планировали подарить.
А вообще хочется сказать фуфуфу так делать, как ваш друг. Это какая-то подстава.
***
Всё на сегодня, мои дорогие любители этикета.
Мы с котами желаем вам отличных выходных.
(с) Мария Юдакова