В верованиях ханты и манси существует такое явление, как трансмиграция души, перевоплощение. Новый ребенок в роду является воплощением ушедшего предка.
Понятие “возродиться” на языке обских угров означает “назначается, замещается, передает имя”.
Исследователи этих народов отмечали, что в их верованиях у человека есть “лил” или “лили” – душа-духание, дух, ее также называют небесная маленькая душа, душа-птица.
Именно она после смерти попадает в Верхний мир, реинкарнирует, передает уникальный код.
И есть “ис” – душа-тень, большая душа, которая после смерти отправляется в Нижний мир.
Душа-тень – виталическое начало, жизненные силы.
Она присуща и животным, то есть является необходимым условием пребывания в “Среднем мире” – в физическом мире. Ис отвечает за жизнеспособность, с потерей ис человек слабеет, болеет, теряет энергию, тонус. Душа-тень имеет способность впитывается в личные вещи.
Душа-тень “живет” в брюшной полости.
А душа-дыхание – в районе макушки, теменной части (поэтому у ханты и манси одним из самых страшных дел является скальпирование при жизни, так как это лишает возможности реинкарнации).
Реинкарнационная “субстанция” одного предка может воплощаться в нескольких потомках и распределяется между ними неравномерно.
“Лишь один ребенок из пяти, в которых воплотился шаман, станет шаманом” (сосьвинские манси).
Определение предка или родственника, который воплотиться в ребенке у обских угров определялось по сновидениям (матери или родственников) до рождения младенца.
Если родственники “угадали” неправильно, то новорожденный будет плакать до тех пор, пока они не определят того самого предка.
(с) По материалам Обско-угорского института прикладных исследований и разработок