Еврейский бизнесмен из Нью-Йорка отправил своего сына в Израиль, чтобы тот впитал культуру.
Когда через год сын вернулся, он сказал: «Папа, я отлично провел время в Израиле, спасибо. Кстати, я принял христианство».
Бизнесмен пошёл к раввину со своей бедой.
«Забавно, что вы обратились с этим ко мне», – сказал раввин. – «Я тоже отправил своего сына в Израиль, и он тоже вернулся христианином. Что происходит с нашей молодежью?»
И они вдвоем молились, рассказывая Господу о сыновьях и спрашивая, что им делать.
Когда они закончили молитву, с небес раздался голос: «Забавно, что вы обратились с этой проблемой ко мне. Я тоже послал своего сына в Израиль…
(с)
Мы воспринимаем реальность, как она есть снаружи – не в чистом виде, а с помощью персональных приспособ.
Такие приспособы для взаимодействия с миром боги-основатели когнитивной теории личности обозвали форматами (Ульрих Найссер) или личностными конструктами (Джордж Келли).
“Форматы определяют, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было дать ей непротиворечивую интерпретацию.
Другая информация будет либо игнорироваться, либо вести к бессмысленным результатам”.
Ульрих Найссер
… “человек смотрит на мир сквозь прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир“.
Дж. Келли
– Ребе, я хочу пожаловаться на Иосифа.
– В чём его вина?
– Он оскорбил меня.
– Какими словами?
– Я не расслышал.
– Но, почему тогда ты уверен что он говорил о тебе плохо?
– А что, разве про меня можно сказать что-то хорошее?
(с)